Вопрос Сущность, формы и функции исторического знания



Скачать 109.96 Kb.
страница1/32
Дата19.11.2020
Размер109.96 Kb.
Название файла-
ТипРассказ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

Вопрос 1. Сущность, формы и функции

исторического знания.

Историческое сознание присуще каждому человеку и всему человечеству. Древнейшие сведения о существовании исторической науки относятся к античному времени. Древнейший исторический труд дошедший до нас принадлежит древнегреческому историку Геродоту. Однако в истории Геродота реальные факты переплетаются с фантастическими рассказами. Основы истории как науки заложил древнегреческий историк Фукидид. В его истории исторические факты строго отобраны с позиций научной критики. В труде нет вымысла, а описании реальных событий. История представляет собой непрерывный процесс, протекающий в планетарном масштабе. Это совокупность крупных событий, происходящих в жизни больших масс людей. Историческое знание существует в 2-х основных формах: обыденной (легенды, сказки, былины, мифы); собственно-научной форме. Главной особенностью является стремление выявить и изучить законы исторического развития. Одним из важных понятий исторической науки является понятие народ. У разных народов вырабатывается свою систему этнических и социальных ценностей, но при всех различиях конкретного течения истории существуют и так называется общечеловеческие ценности. К ним относятся: право людей на свободный труд; прав на борьбу на социальную справедливость и достойную жизнь; право на защиту своей земли от иноземных захватчиков. В этих трех моментах и проявляется единство исторического процесса в мировом масштабе. Основными функции исторической науки является: человеко-творческая; познавательная; коммуникативная; ценностная и прогностическая.


Вопрос 1.Принципы научного исследования истории.

Историк должен соблюдать следующие принципы в своей практической деятельности:

1 принцип объективности- требует учитывать все факты, которые относиться к данному явлению.

2 принцип социально-классового подхода. Требует чтобы за любыми нравственными, религиозными, политическими и социальными фразами, заявлениями, обещаниями рассматривались интересы различных классов. Классы- большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда значит и по размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы были открыты в 18 начале 19 вв: Ф.Гизо, А.Смит, Д.Рикардо.

3. принцип исторического материализма- историзма. Требует чтобы историк никогда не забывал основной исторической связи и на любое явление смотрел с точки зрения того как оно возникло, развивалось и чем стало теперь.

Было это:

1.Историко-генетический(ретроспективный)-он позволяет выявлять истоки исторических явлений попринципу от известного к неизвестному.

2.Историко-сравнительный-позволяет сопоставлять исторические события в пространстве и времени.

3.Историко-тепологический-позволяет упорядочить большие массивы однородной выявить типичные явления и отношения от генеральной нити развития.

4.Историко-системный –позволяет выявить взаимодействие факторов и представить истор.процессы как систему.

5.Идеографический-это описательный метод содержания исторических факторов.

Вопрос 2. методология и методы исторической науки.

Методологической основой исторической науки является социология, она базируется на научной материальности, честном понимании истории. В этом случае развитие человеческого общества рассматривается как естественный процесс, подчиненный определенным общественным законам.

Основными методами исторической науки является:

 Историко-генетический метод, применяющийся для изучения происхождения характеристик, свойств, функций исторических объектов, выяснения и генетических корней. История как правило исследует генезис любого явления ретроспективным путем.

 Справочно-исторический метод основан на повторяемости исторических явлений, он применяется для раскрытия сущности явлений, установлении общего и особенного в истории с учетом времени и пространства.

 Апологический метод служит средством классификации исторических фактов на основе общих существенных признаков. Так в истории возникают типичные и единичные явления.

 Системный метод основан на целостном подходе к истории, осознании единства исторического процесса, взаимосвязи событий.
Вопрос 2. Понятие исторического источника. Типы источников.

Исторический источник – любые остатки прошлого свидетельствующие об исторических событиях имевших место в прошлом.

Все исторические источники делятся на две большие группы:


  1. исторические остатки- остатки непосредственно трудовой деятельности людей, вооружение, старые деньги, культовые места, эти источники очень достоверны, их никто не искажал, не имеют фальсификации.

  2. 2 исторические традиции- легенды, мифы, сказки- все описанное человеком, особенностью этих источников является то, что они отражают исторический процесс субъективно т.е. так как реальность отразилась в сознании человека, поэтому они часто недостоверны.

Источники:



  1. Письменные

  2. Вещественные

  3. Этнографические (пережитки обычаев и традиций)

  4. Лингвистические (географические названия, имена, фамилии)

  5. Фольклорные материалы (легенды, сказания, песни)

  6. Кино и фотодокументы

  7. Устные

  8. изобразительные

Виды письменных источников:

  1. летописи

  2. законодательные акты

  3. частные акты

  4. делопроизводственные документы

  5. статистические материалы

  6. периодическая печать

  7. документы личного происхождения (дневники,письма)

  8. литературные памятники

  9. публицистические и политические сочинения

  10. научные труды

Критика:

Существует самостоятельная истор.наука, которая занимается изучением источников-источниковеденье, главная задача источниковеда. разработка научной критики истории.



Вопрос 5. Периодизация и хронология мировой и российской истории



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32


База данных защищена авторским правом ©genew.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Рабочая программа
Методические указания
Практическая работа
Методические рекомендации
Теоретические основы
Пояснительная записка
Общая характеристика
Учебное пособие
История развития
Общие сведения
Физическая культура
Теоретические аспекты
Практическое задание
Федеральное государственное
Направление подготовки
Теоретическая часть
Техническое задание
Самостоятельная работа
Образовательная программа
Общие положения
Методическая разработка
Дипломная работа
государственное бюджетное
квалификационная работа
Технологическая карта
Выпускная квалификационная
Техническое обслуживание
учебная программа
Решение задач
Исследовательская работа
История возникновения
Методическое пособие
Краткая характеристика
Рабочая учебная
Общие требования
Общая часть
История создания
Основная часть
Метрология стандартизация
Рабочая тетрадь
Современное состояние
Название дисциплины
Техническая эксплуатация
Информационная безопасность
Организация работы
Математическое моделирование
Внеклассное мероприятие
Экономическая теория