Способы декорирования керамических изделий



Дата14.02.2020
Размер8.76 Kb.
Название файларефреат роспись керамики.docx
ТипУказатель

СПОСОБЫ ДЕКОРИРОВАНИЯ КЕРАМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ

Пальцевой орнамент

Пальцевой орнамент – это отпечатки пальцев на поверхности глины, которые наносятся в определённой последовательности с равномерным нажимом. Чаще используют указательные пальцы обеих рук. Наклон пальцев может варьироваться: нажим может производиться подушечкой пальца, ногтем, боковой стороной. Можно пользоваться и мизинцами, и суставами согнутых пальцев. Этот способ позволяет делать много вариантов рельефной поверхности. Его можно сочетать с другими видами декорирования, например делать пальцевой орнамент на крышах домов, для изображения земли или снега, чешуи рыбы, гривы льва…

Для выполнения пальцевого орнамента нужно, чтобы глина не была слишком мягкой и не прилипала к пальцам. Верхний слой можно подсушить, а руки смазать кремом или жирной мазью. Пальцевой орнамент используется на разных видах изделий. Это может быть пласт в форме квадрата, прямоугольника, круга. Это могут быть также мешочные вазы, скульптурные формы. Такой вид декорирования позволяет выполнять и геометрический орнамент, и орнаментальный ряд, и композиции с цветами и другими изображениями.

Для упражнения можно вырезать из пласта глины круг, положить его на турнетку и пробовать делать ряды с разной глубиной отпечатка и с разными наклонами пальцев. Желательно, чтобы движение пальцев было направлено к центру турнетки. Рука, совершающая нажим, остаётся на одном и том же месте. Таким способом легко отрабатывать одинаковые движения, поскольку поворот турнетки, производимый другой рукой, продвигает нужную часть изделия под палец. Когда равномерность нажима и правильное положение пальца будут достигнуты, можно переходить к тренировке нажима с небольшим движением.

Например, два указательных пальца движутся навстречу друг другу.

Пальцевой орнамент незаменим при первых занятиях. Он помогает почувствовать свойства глины, её упругость и податливость, научиться рассчитывать силу и точность своих движений.

Лощение

Это один из самых древних способов обработки поверхности. Он удобен дляваз, горшков и прочих работ из красной глины, которые не имеют мелких деталей и углублений. Пока изделие ещё сырое, поверхность выравнивается с помощью влажной губки. Потом его стоит немного подсушить, не досушивая до конца. Далее поверхность натирается любым гладким предметом (стеклянной палочкой, ложкой, рукой), чтобы уплотнить верхний слой глины до появления блеска.

Лощение можно комбинировать с другими видами отделки, например покрывать блеском только выступающие места в рельефе или определённые части орнамента.

Использование фактуры

Это самый разнообразный вид декорирования, который применяется для всех видов глины. Существует неограниченное количество вариантов работы с влажной поверхностью. Очень удобны штампы, которые могут быть изготовлены из дерева, гипса или глины. Они имеют вырезанный рельеф на торце и небольшую ручку (5–7 см). Рельеф может быть в виде крестика, цветка, спирали и т.д. Другой вид штампов делается в виде колёсика, с внешней стороны которого также наносится рельефное изображение: квадратики, треугольники, орнамент. Штамп с квадратиками незаменим, когда нужно изобразить стену кирпичного дома. При помощи штампа с цветочками можно без труда изобразить букет цветов. Для того чтобы штампы не прилипали к глине, рельеф на них должен быть сделан “на выход”, т.е. выступающие элементы должны сужаться кверху. Перед использованием штампы следует пропитать горячей олифой или растительным маслом.

Вместо штампов часто используют всевозможные предметы, дающие разные отпечатки: морские раковины, кораллы, камни, древесную кору, жёлуди, шишки, каштаны, грецкие орехи. Применяются и предметы домашнего обихода: щётки, расчески, маникюрные принадлежности, шариковые ручки, формы для теста, резки для сыра, сетки для резки овощей, тёрки и многое другое.

Широко применяются для фактуры различные ткани, тюль, марля, холст, рогожа, тесьма, различные сетки, кружева. Тканевая фактура используется для многих видов работ. Её можно наносить в смятом виде и в расправленном на красную глину и фаянс. Можно приложить ткань к расписанному ангобами рельефу и почти без нажима прокатать скалкой, чтобы ткань отпечаталась на выпуклых частях рельефа.

Для изображения травы, волос, шерсти овец, гривы лошади незаменимы такие вещи, как чеснокодавилка или ситечко для чайника. Небольшой кусочек глины продавливается через них и приклеивается к основной работе на шликер. Подбор фактур, поиск различных способов получения отпечатков — увлекательное занятие, которое помогает сделать изделие эффектным и выразительным.

Забрызгивание

Эта техника может выполняться при помощи краскопульта и вручную. Работая краскопультом, можно добиться идеально гладкой поверхности покрытия глазурью или подглазурными красками. Пользоваться краскопультом следует в специально оборудованном помещении с хорошей вытяжкой. Техника забрызгивания разнообразна. Можно капать на горизонтальную поверхность из пипетки, с кисти. Чаще всего это делается при помощи зубной щётки. Для этого нужно обмакнуть зубную щётку в краску и, держа щётку щетиной вверх, проводить по щетине резким движением, направленным от изделия. При помощи забрызгивания можно решать разные живописные задачи: например изобразить падающий снег, капли дождя. Можно брызгать поверх росписи, тем самым объединив работу по цвету или замаскировав жёсткие касания в росписи.

Интересные эффекты достигаются при использовании контрастных или родственных цветов. Забрызгивание производится как подглазурными красками, так и глазурью. Можно забрызгивать поверхность, покрытую глазурью. Для большего разнообразия формы и размера капель используются ручные пульверизаторы, спринцовки. Этот способ позволяет решать различные задачи: дети, не владеющие кистью, имеют возможность работать с цветом; этот способ незаменим для робких и скованных, он даёт некую спонтанность, экспрессию.

Результат забрызгивания всегда неожидан, а если плохо получилось, можно переделать. Часто этот метод используется для отдыха после кропотливой работы.

Рельефная обработка

На влажные изделия из глины или фаянса приклеиваются мелкие слепленные детали. Из мелких шариков, квадратиков, полосок можно выкладывать узор, абстрактные композиции. Например, на вазе, отлитой из шликера, делается разметка любым острым предметом. Проводятся параллельные полосы, которые делятся на квадраты. Каждый квадрат разделяется диагоналями. В каждый полученный при этом треугольник вклеивается шарик. Его можно прижать штампом или фактурным материалом. Получается четырёхлистник, в центр которого вклеивается еще один шарик меньшего размера. Такой цветок прост в исполнении и многим доступен. Работать с красками по такому рельефу можно двумя способами.

1-й способ – орнаментальная полоса расписывается разными красками.

2-й способ – весь рельеф закрашивается одной краской, а затем выступающие части вытираются влажной губкой.

Практика показала, что работа над рельефной обработкой удобна для совместной деятельности. Один ребёнок лепит мелкие детали, другой наклеивает их, третий расписывает или красит и протирает губкой уже после утильного обжига. По этому же принципу происходит и работа над рельефными тематическими композициями. Но в этом случае вся работа до конца выполняется одним автором.

Техника процарапывания

Один из древнейших способов обработки — сграффито. Слегка подсохшее изделие из красной глины покрывают слоем ангоба или белого шликера. Затем стеком выскабливают нужный рисунок, обнажая нижний, более темный, слой глины. Другой способ процарапывания требует утильного обжига. Фаянс, на котором процарапан рисунок, высушивается и обжигается. Далее всё изделие следует намочить и покрыть краской одного цвета. Поверхность нужно протереть влажной губкой. Краска, оставшаяся в углублениях, даёт яркий декоративный эффект. Этот способ так прост в исполнении, что доступен практически каждому ребёнку. Так можно обрабатывать и вазы, и цветочные горшки, и вырезанные по выкройке фигурки.

Использование цветного стекла и смальты

Декоративные сувениры, панно, плитки можно делать с помощью цветного стекла или смальты, используемой для мозаики. Смальта, в отличие от стекла, непрозрачна и имеет яркие насыщенные тона.

Самый простой способ работы со стеклом — выкладывать кусочки стекла на кафельной плитке. Из таких плиток можно создавать панно. Чтобы кусочки стекла или смальты не сдвигались во время работы, можно закреплять их резиновым клеем. При обжиге плитка должна располагаться в горизонтальной плоскости, иначе расплавленное стекло будет стекать. Украшать цветными стёклами можно не только плитки, но и любые керамические изделия. Можно класть стёклышки и на сырую глину, но при этом желательно проложить под ними слой глазури для скрепления с поверхностью.

Для того чтобы разбить стекло или наколоть смальту, нужны защитные очки. На стекло предварительно наклеивается бумага, которую можно размочить водой. Смальту или объёмные стекла следует завернуть в несколько слоёв прочной материи, чтобы не разлетались осколки. Используются также черепки битой посуды. Для детей, которые могут легко пораниться, желательно иметь стёкла, собранные на морском берегу.

Кроме стекла и смальты можно использовать бисер или стеклянные бусины.

Роспись

В керамическом производстве используются специальные краски, выдерживающие высокую температуру. Подглазурная роспись осуществляется пигментами, разведёнными водой. Для более тонких работ пигмент нужно растереть на стекле курантом и добавить несколько капель глицерина для большей пластичности.

При больших объемах росписи добавляется сахарный сироп, чтобы окрашенные поверхности не стирались при задевании руками.

Ангобы менее пластичны, и на них плохо ложится глазурь. Эти краски используются в основном для терапевтических занятий. Ими можно пользоваться для покрытия небольших изделий и для процарапывания. До начала работы с росписью нужно ознакомиться с красками, кистями и поверхностью фаянсовых изделий. Дело в том, что работа керамическими красками существенно отличается от привычных большинству акварельных красок или гуаши. Сами краски имеют другую консистенцию, часто оседают на дно. Слишком большая толщина слоя приводит к отслоению глазури. Сама поверхность тоже имеет свои особенности. У изделий, обожженных на утиль, плохо впитывающая поверхность, и краска часто стекает подтёками. Изделия, не прошедшие утильный обжиг, чрезвычайно хрупки. Поверхность быстро впитывает влагу, что дает возможность равномерного закрашивания, но затрудняет движение кисти при проведении линий.

Кракелюр. Надглазурное покрытие

Деколь Когда глазурь имеет множество мелких трещин, этот эффект называется кракелюр, или крокле. Чтобы его достичь, изделие достают из печи в недостаточно остывшем виде. После этого трещины покрывают краской и обжигают изделие повторно. По глазурованной поверхности можно работать надглазурными красками либо люстрами (составами, придающими изделию металлический блеск, мраморообразователем, специально разведенным керамическим золотом). Но глазурованная поверхность скользкая, и расписывать по ней неудобно. К тому же для разведения этих красок используется скипидар, имеющий сильный запах. В нашей мастерской эти краски используются крайне редко. Предполагается также использование деколей с рисунками детей. Деколь — изображение, сделанное типографским способом с применением керамических красителей. По внешнему виду деколи напоминают переводные картинки и приклеиваются к изделию простейшим способом. Однако изготовление деколей в типографии — дорогостоящий процесс, ориентированный уже на поточное производство художественной керамики.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©genew.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Рабочая программа
Методические указания
Практическая работа
Методические рекомендации
Теоретические основы
Пояснительная записка
Общая характеристика
Учебное пособие
История развития
Общие сведения
Физическая культура
Теоретические аспекты
Практическое задание
Федеральное государственное
Направление подготовки
Теоретическая часть
Техническое задание
Самостоятельная работа
Образовательная программа
Общие положения
Методическая разработка
Дипломная работа
государственное бюджетное
квалификационная работа
Технологическая карта
Выпускная квалификационная
Техническое обслуживание
учебная программа
Решение задач
Исследовательская работа
История возникновения
Методическое пособие
Краткая характеристика
Рабочая учебная
Общие требования
Общая часть
История создания
Основная часть
Метрология стандартизация
Рабочая тетрадь
Современное состояние
Название дисциплины
Техническая эксплуатация
Информационная безопасность
Организация работы
Математическое моделирование
Внеклассное мероприятие
Экономическая теория