Лекция № Понятие психический дизонтогенез. Типы психического дизонтогенеза



Скачать 15.65 Kb.
Дата14.02.2020
Размер15.65 Kb.
Название файла4 Лекция.docx
ТипЛекция

Лекция № 4. Понятие психический дизонтогенез. Типы психического дизонтогенеза.

Психический дизонтогенез — нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов (Зинченко). Термин «дизонтогения» впервые введен Й.

Швальбе (1927) для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития.

В.В. Ковалев определяет дизонтогенез как нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функций головного мозга.

Отклоняющееся развитие – развитие, разворачивающееся в неблагоприятных условиях, патогенный характер которых превышает компенсаторные возможности индивида.

Аномальное развитие – своеобразное, отличающееся от нормального, развитие в результате дефекта.

Дизонтогенез более широкое обобщающее понятие. Если говорим об условиях – отклоняющееся развитие, а если только о дефекте – тогда аномальное развитие.

Традиционно (например, Ушаков) выделяются два основных типа психического дизонтогенеза: ретардацию и асинхронию. В. В. Ковалев в дополнение выделяет третий тип дизонтогенеза, который может быть обозначен как регрессия.

Под ретардацией понимают запаздывание или приостановку психического развития. Ретардация может быть общей (тотальной) и частной (парциальной). В первом случае говорят о запаздывании или приостановке всего психического и личностного развития в целом. В последнем - о запаздывании или приостановке развития отдельных психических функций, компонентов психики, отдельных свойств личности.

Асинхрония определяется как искаженное, диспропорциональное, дисгармоническое психическое развитие. Она характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом /8/.

Регрессивный тип связан с механизмами высвобождения и фиксации более ранних онтогенетических форм нервно-психического реагирования. Сущность данного типа составляет временный возврат к незрелым формам нервно-психического реагирования.

Выделяются шесть типов дизонтогенеза (Лебединский):

1. Недоразвитие, под которым понимается общее стойкое отста­вание в развитии всех функций вследствие раннего органического поражения мозга. Пора­жение может иметь наследственную природу (эндогенную) или быть результатом внешних (экзогенных) факторов. Наи­более характерным примером недоразвития является олигофрения.

2. Задержанное развитие — замедление темпа всего психиче­ского развития, возникающее чаще всего в результате слабо вы­раженных органических поражений коры мозга или длительных и тяжелых сомати­ческих заболеваний.

3. Поврежденное развитие, представленное орга­нической деменцией — нарушением психического развития после трех лет вследствие массивных травм мозга,нейроинфекций, наследственных дегенеративных за­болеваний. Во многих случаях органическая деменция имеет про­грессирующий характер.

4. Дефицитарное развитие. Наиболее ярко его пред­ставляют нарушения психического развития при недостаточности анализаторных систем — зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

5. Искаженное развитие — разные варианты слож­ных сочетаний общего недоразвития, задержанного, ускоренного и поврежденного развития. Причинами искаженного развития яв­ляются некоторые процессуальные наследственные заболевания, например шизофрения, врожденная недостаточность обменных процессов. Ранний детский аутизм — наиболее яркий пример это­го типа нарушенного психического развития.

6. Дисгармоническое развитие, связанное с наруше­нием формирования эмоционально-волевой сферы. К нему отно­сятся психопатии и случаи патологического развития личности вследствие крайне неблагоприятных условий воспитания.

В современных работах можно увидеть еще один тип – психосоматический дизонтогенез, который обусловлен соматическими заболеваниями.

Лебединский параметры, определяющие характер психологического дизонтегенеза:

1. функциональная локализация дефекта, и позволяет выделить два основных вида дефекта: а) частный дефект обуславливается дифицитарностью отдельных психических функции – гнозиса, праксиса, речи. б) общий дефект связан с нарушением регуляторных систем – подкорковых (снижается уровень бодрствования, психической активности) и корковых (дефекты интеллектуальной деятельности, нарушения более сложных, специфически человеческих эмоций).

2. время повреждения – чем раньше произошло поражение тем вероятнее явление недоразвития. Временной фактор определяется и длительностью периода развития данной функции в онтогенезе. Нахождение функции в сензетивном периоде развития определяет не только интенсивность ее развития, но и наибольшую уязвимость и неустоичивость по отношению к патогенным факторам.



3. соотношения в структуре дефекта – Первичный дефект – нарушения непосредственно вытекающие из биологического характера болезни. Он может иметь характер недоразвития или повреждения. Первичный дефект + неблагоприятные социальные условия = вторичный дефект – возникающий опосредовано в процессе аномального социального развития.

4. нарушения межфункциональных взаимодействий – новые функции и их качества возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений. К межфункциональным отношениям относят явления временной независимости функции, ассоциативные и иерархические связи. В дизонтегенезе временная независимость функции превращается в ее изоляцию, сама функция стереотипизируется, зацикливается в развитии. Ассоциативные связи характеризуются повышенной инертностью, в результате возникает их патологическая фиксация – трудности усложнения, перехода к иерархическим связям.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©genew.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Рабочая программа
Методические указания
Практическая работа
Методические рекомендации
Теоретические основы
Пояснительная записка
Общая характеристика
Учебное пособие
История развития
Общие сведения
Физическая культура
Теоретические аспекты
Практическое задание
Федеральное государственное
Направление подготовки
Теоретическая часть
Техническое задание
Самостоятельная работа
Дипломная работа
Общие положения
Методическая разработка
государственное бюджетное
Образовательная программа
квалификационная работа
Выпускная квалификационная
Технологическая карта
Техническое обслуживание
Решение задач
учебная программа
Методическое пособие
История возникновения
Краткая характеристика
Исследовательская работа
Рабочая учебная
Общие требования
Общая часть
История создания
Основная часть
Метрология стандартизация
Рабочая тетрадь
Название дисциплины
Техническая эксплуатация
Информационная безопасность
Современное состояние
Государственное регулирование
Математическое моделирование
Экономическая теория
Организация работы