Идея бессмертия человека во времена Античности



Скачать 81.65 Kb.
Дата12.02.2020
Размер81.65 Kb.
Название файла-
Учебное заведениеЧувашский государственный университет

Идея бессмертия человека во времена Античности
А.В. Курицына

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный

университет имени И.Н. Ульянова»

Аннотация. Кошмар смерти всегда преследовал людей. Смерть сегодня перестаёт быть закрытой темой. Возникает потребность в развёрнутом мировоззренческом истолковании этой темы. Необходимо изучить эту проблему всесторонне, объединив усилия врачей, философов, психологов, историков. Современные воззрения на смерть нельзя понять, не обращаясь к древнейшим представлениям. Конечность человеческого существования неотвратимо ставит вопрос о смысле земного удела, о предназначенности жизни. Несомненно, проблема жизни и смерти относятся к числу фундаментальных, затрагивая основание бытия.

Ключевые слова. Античная мифология, бессмертие, амброзия, Платон, Демокрит, Тит Лукреций Кар.
The Idea of Immortality In Antiquity

A.V.Kuritsyna

The Federal State Educational Establishment

of Higher Education “The Chuvash state university

named after I.N.Ulyanov”, Cheboksary (Russia)

Abstract. People have always been afraid of death. Today this topic ceases to be closed. There is a need for a detailed explanation of this topic. It is necessary to study this problem comprehensively, combining the efforts of doctors, philosophers, psychologists, historians. Modern views of death cannot be understood without recourse to ancient ideas. Death in the minds of people raises the question of the meaning of life and the existence of life on Earth. The problem of life and death is among the fundamental, affecting the basis of life.


Keywords: ancient mythology, immortality, ambrosia, Plato, Democritus, Titus Lucretius Carus

Для мифологии Античности характерны идеи о том, что человек не может обладать бессмертием, он не достоин его. Поэтому после смерти он попадает в ужасное место, царство Аида, где каждый превращается в безликую, несчастную тень. Бессмертие присуще только олимпийским богам и титанам. Но такое представление нельзя считать точным. Примером служит миф об Орфее. Орфей вывел свою возлюбленную из подземного царства, тем самым дав людям идею о том, что бессмертие возможно. А значит, уже в античной мифологии можно заметить намёк на возобновление жизни в земном мире.

Залогом бессмертия богов Олимпа считают амброзию. В ее состав входили мёд, молоко и нектар цветов. Амброзия – от греческого ambrosia, что буквально можно перевести как "бессмертное". В древности считали, что в пище заключалась сила и мощь богов, а именно в амброзии, она давала бессмертие, силу и вечную молодость. Но у различных народов были свои представления об этой пище, но все главными были три компоненты: мёд, специи и пряности и мякоть фруктов. Ученые времен Античности считали, что именно мёд продлевает жизнь. Древнегреческий врач Зопирос приписывал составу амброзии пижму, ладан, белый перец, корицу, сицилийский шафран[1]. Все это растиралось в хорошо разогретом мёде, смешивалось с вином и предлагалось врачами как универсальное противоядие и лечение от многих болезней.

В мифах встречается рассказ о том, как боги хотели поделиться секретом бессмертия с человеком. Элевсинский царь Целей и его жена Метанира были достаточно гостеприимны с Деметрой, которой искала свою дочь. Чтобы поблагодарить людей за радушный приём, она решила наделить их сына Демофонта бессмертием. Богиня стала натирать ребёнка притираниями для богов, поить нектаром и амброзией, при этом закаляя его в печи. Когда родители увидели это, они в ужасе отняли ребёнка из рук Дементры, помешав ей сделать человека бессмертным [2]. Скорее всего идея этого мифа заключается в том, что человек имеет достаточно возможностей, чтобы стать бессмертным.

Метемпсихоз (учение о переселении душ) был широко распространен среди философов античности. Одним из проповедников этого учения был Платон (427-347 до н.э.). В своих произведениях "Тимей" и "Федон" описываются следующие идеи. Каждой душе соответствует своя звезда. Бессмертные души закованы в смертных телах, и после смерти тела душа может вернуться к своей звезде и вести там лёгкую и беззаботную жизнь [5]. Правда, такое блаженство дается не всем душам, а лишь тем, что при жизни хорошо вели себя. А те, кто грешил в земном обличии вынуждены перемещаться в новое тело, например – в женское (которое достоинством ниже мужского, как считалось в эпоху Платона) или "в такую животную природу, которая будет соответствовать его порочному складу,"[4] – птиц, наземных или водных животных. Вера в реинкарнацию помогало людям при жизни соблюдать негласные правила праведной жизни. Но с другой стороны, когда человек перерождается, он теряет память, начинает учиться всему снова, если он становился человеком. Но если он переселяется в тело животного, то вряд ли он что-либо осознаёт, поскольку животные инстинкты берут вверх над духовной сущностью.

Платон не только утверждал, что души бессмертны, но и доказывал это следующим образом. Если бы душа погибала и смерть не переходила в жизнь, как взаимопереходят одна в другую две противоположности, то все давно умерло бы и воцарилась бы смерть: «все приняло бы один и тот же образ, одни и те же свойства, и возникновение прекратилось бы» [4]. Он уверен, что перевоплощение обеспечивает нетленность мира. Противоположное появляется из противоположного — сон из яви, явь из сна; жизнь из смерти, смерть из жизни. Душа бессмертна потому, что бессмертно становление мира, переход одной противоположности в другую.

Также Платон упоминает об этический составляющей перевоплощения. Смерть была бы "счастливым билетом" для тех людей, что не соблюдали божьи законы и законы морали: если бы существование души заканчивалось в момент, когда умирает тело, то эти люди были бы освобождены от наказания за свои пороки. Но "раз доказано, что душа бессмертна, значит, для нее нет иного убежища и спасения от бедствий, кроме одного: пытаться стать как можно лучше и как можно разумнее» [4]. Ведь грешная душа “блуждает во всяческой нужде и стеснении, пока не исполнятся времена, по прошествии коих она силою необходимости водворяется в обиталище, какого заслуживает” [4]. Души, чьи сосуды вели праведную, безгрешную жизнь, находят своё место среди богов и святых, поселяясь в Раю или, как считали древние философы, на Олимпе. Такие мысли невольно заставляют человека задумываться об отречении от всего земного мира, придерживаться законов и вести такой образ жизни, с которого могли бы брать пример, отказываться от чревоугодия, алчности и других смертных грехов. Именно поэтому Платон вёл аскетичный образ жизни, не только рассказывал об этом, но и подавал пример. Для Платона занятие философией считалось очищением от пороков и зла. Он считал, что познание помогает возвыситься над земным миром, просветиться, обрести катарсис (полное нравственное очищение души), избавить человека от пороков и зла. Однако на земле полное очищение невозможно, так как считалось, что оно может произойти только благодаря смерти. По мнению Платона, философия является подготовительным этапом перед смертью. Необходимо принимать смерть, ведь уметь умирать значит уходить от ненастоящей, ложной жизни.

Учение Платона оказалось настолько впечатляющим, что некоторые стремились как можно скорее покинуть мир живых. Клеомброт из Амбракии, прочитав "Федона" решил, что ему поскорее хочется увидеть другой дивный мир, убив себя. С "Федоном" в руках окончил жизнь последний представитель римской свободы Марк Катон Утический. Марк прилег почитать диалог Платона, но заметил, что из его комнаты убрали меч. Вытребовав его назад, он преспокойно продолжил читать Платона, после чего заснул. Рано утром Марк Порций Катон, взяв меч, захотел убить себя им, но не смог по слабости раненой руки. В агонии упал он и опрокинул стол с абаком. Произведенный шум привлек рабов и домашних. Когда же врач постарался вложить на место выпавшие внутренности, которые, по счастью, не были пронзены мечом, и зашить рану, очнувшийся Катон вырвал свои кишки и разодрал рану, после чего испустил дух. А мысль Платона о неразрывной связи философии со смертью не раз прослеживалась в сочинениях более поздних мыслителей. Например, Иоанн Дамаскин говорил: "Философия есть помышление о смерти" [3].

Если сравнивать Демокрита (ок. 460-370 гг. до н.э.) с Платоном, то Демокрит не признавал другой реальности кроме мира, в котором мы живем, где можно всё увидеть и потрогать. А в этом мире, по его мнению, мы живем среди атомов и пустоты. Как и все прочее, душа складывается из атомов, и она должна когда-нибудь (со смертью тела) разложиться и прекратить свое существование. Правда, смерть, в учениях Демокрита, все-таки нельзя считать абсолютным концом жизни как таковой, ведь он считал, что теплота и чувствительность, присущи самым мельчайшим неделимым частичкам, разносятся повсюду и образуют новую форму жизни, а это значит, что эти свойства неуничтожимы, как и атомы. Прекращается существование конкретной индивидуальной души, но ее атомы постоянны и могут войти в состав новой души. Здесь присутствует мысль о том, что происходит бесконечный круговорот атомов в мире и в каждом предмете присутствует часть другого, уже умершего предмета, но продолжившего своё существование в составе чего-то иного.

Философские принципы отличаются от мифов. Мифология воспринимается людьми как поучительное, эпические повествования, "сказки", а вот философские учения - это результат длительной мозговой активности, связанной с опытом и полученными знаниями, приходящей к определенному выводу, специального анализа и поиска аргументов "за" и "против". Таким образом, философские воззрения отличаются от мифологических тем, что они основываются на рефлексии. Однако по содержанию идеи философские изречения могут быть схожи с мифами. Так, почти все древнегреческие философы поддерживали идею о бессмертии души, характерную для древнейших мифов.

Римский философ Тит Лукреций Кар в поэме "О природе вещей" еще более гуманизировал атомистическое учение. Его поэма описывает учение об атомах и пустоте, как о первоначалах. Он открыто критикует представления о бессмертии души, утверждает, что страх перед смертью бессмыслен. Каждому необходимо понять, чем является смерть и какие последствия она за собой несёт, тогда будет понятен смысл жизни и предназначение человека. Тит Лукреций считал, что тело - это сосуд для души, а если повредить этот сосуд, то и душа вся разлетается, а вне тела она жить не способна, поэтому и гибнет. Он ещё утверждал, что перерождение душ после смерти невозможно, ведь мы не помним о своих прошлых деяниях, дети рождаются несмышлеными и учатся заново ходить, говорить, читать и писать. "Смерть – ничто и ничуть не имеет значенья, умереть ничуть не страшнее, чем совсем не родиться"[7], так стоит ли бояться вечного небытия после смерти, если оно ничем не отличается. Ввиду вечности прошедшего и будущего нашего небытия было бы глупо бояться преждевременной смерти, ведь "на волос даже нельзя продлением жизни уменьшить длительность смерти никак и добиться ее сокращенья, чтобы поменьше могли мы пробыть в состоянии смерти". Душа материальна, поэтому погибает вместе с телом, и смерть для нее – лишь избавление от страданий. В книге Лукреций воздает хвалу Эпикуру как герою, освободившему людей от суеверий, страха перед богами и смертью и тем самым указавшем людям истинный путь к счастью. Смерть не страшнее жизни, к такому выводу пришел Лукреций. Живи пока можешь в своё удовольствие.

Подводя итоги, следует уточнить, что для античной философии характерно эпическое, отстраненное мышление о смерти. Смерть здесь воспринимается скорее не как конец жизни, а как изменение вещей и смена циклов жизни. Именно поэтому бессмертием они считали перемещение душ из одного сосуда в другой. По мнению философов античности, загробная жизнь - это прекращение физического существования, утрата чувствительности, но не разума. В сущности, человек может обрести бессмертие, если он обратится к своей душе и сам создаст такие условия, которые позволят душе возвратиться к божественной природе. Когда же душа, «ведет исследование сама по себе, она направляется туда, где все чисто, постоянно, бессмертно и неизменно, и так как она близка и сродни всему этому, то всегда оказывается вместе с ним, как только остается наедине с собой и не встречает препятствий. Здесь приходит конец ее блужданиям, и в постоянном соприкосновении с постоянным и неизменным она и сама обнаруживает те же свойства. Это ее состояние мы и называем разумением» [6]. Но конечно не все философы верили в реинкарнацию. Некоторые, например, Тит Лукреций Кар, Эпикур, утверждали, что после смерти ничего нет, кроме пустоты.

На сегодняшний день абсолютное физическое бессмертие невозможно, несмотря на достижения науки и техники. Поэтому человечество создало множество способов обеспечить символическое бессмертие, позволяющее человеку умереть физически, но продолжать жить в сердцах людей, благодаря своей деятельности при жизни. Таким людям посвящают памятники, пишут в их честь литературные произведения, биографии, берут пример, продолжают их деятельность, опираясь на оставленные труды, наставления и учения. Все слышали фразу: «Человек жив – пока жива память о нем». Именно память - бессмертие для человека.

Список использованной литературы.

1.Куликовский Ю. Смерть и бессмертие в представлении древних греков. Киев, 1899.

2. Кун Н. А. Мифы и легенды Древней Греции.

3. Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. - М.: ЗАО Изд.-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1999. (Серия «Антология мысли»).

4. Платон. Собрание сочинений в 4 тт./ Общ.ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. - М.: Мысль. (Философское наследие).

5. Платон. Федон. Собр. соч.: в 4 т. Т. 2. М., 1993.

6. Соколов В.В. От философии античности к философии нового времени. Субъект-объектная парадигма. - М., 1999.



7. Тит Лукреций Кар. О природе вещей.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©genew.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Рабочая программа
Методические указания
Практическая работа
Методические рекомендации
Теоретические основы
Пояснительная записка
Общая характеристика
Учебное пособие
История развития
Общие сведения
Физическая культура
Теоретические аспекты
Практическое задание
Федеральное государственное
Направление подготовки
Теоретическая часть
Техническое задание
Самостоятельная работа
Образовательная программа
Общие положения
Методическая разработка
Дипломная работа
государственное бюджетное
квалификационная работа
Технологическая карта
Выпускная квалификационная
Техническое обслуживание
учебная программа
Решение задач
Исследовательская работа
История возникновения
Методическое пособие
Краткая характеристика
Рабочая учебная
Общие требования
Общая часть
История создания
Основная часть
Метрология стандартизация
Рабочая тетрадь
Современное состояние
Название дисциплины
Техническая эксплуатация
Информационная безопасность
Организация работы
Математическое моделирование
Внеклассное мероприятие
Экономическая теория