Дидактический материал для изучения фразеологических единиц на уроках русского языка Задание №1



Скачать 142.12 Kb.
страница1/7
Дата12.02.2020
Размер142.12 Kb.
Название файлаdidakticheskiy_material_po_teme_frazeologiya.docx
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7

Дидактический материал для изучения фразеологических единиц на уроках русского языка

Задание №1. Прочитайте тексты Е.Лаврентьевой. Выпишите выделенные сочетания слов, объясните их значение. Как называются эти выражения?

  1. Жил да был Воробей

По прозванью ротозей

И зимой и летом он

Обожал считать ворон.


  1. Филин стать решил певцом.

Не ударю в грязь лицом!

У меня отличный слух.

И запел он басом: «У- у-ух!»

* Какое из этих выражений, встретившихся вам, является многозначным?

*Какие из данных фразеологизмов имеют синонимичные устойчивые выражения? Назовите их.

Задание №2. Установите соответствие фразеологизмов (1 колонка) и его значения (2 колонка).


  1. Нести свой крест

  2. Удельный вес

  3. Синяя птица

  4. Яблоко раздора

  5. Носиться в воздухе

  6. Последнее слово

  7. От аза до ижицы



    1. Символ счастья

    2. Причина ссоры

    3. Лучшее, новейшее достижение в чем-либо

    4. Мужество

    5. Ясно осознавать и предугадывать что-либо

    6. От начала до конца

    7. Определенная роль, значение, место кого-либо в чем либо

* По какому признаку можно объединить эти фразеологизмы?

*Расскажите о происхождении данных устойчивых словосочетаний (обратитесь за помощью к фразеологическому словарю). Составьте с двумя-тремя из них предложения.
Задание №3. Образуйте устойчивое словосочетание из глагола (1 колонка) и существительного (2 колонка).

  1. Играть

  2. Занимать

  3. Возлагать

  4. Нести

  5. Производить




  1. Место

  2. Обязанности

  3. Впечатление

  4. Роль

  5. Надежды

Задание №4. Прочитайте предложения, найдите речевые ошибки. Объясните, в результате каких ассоциаций они возникли.

1) Эта книга произвела на нас большое влияние. 2) Большую роль во всяком начинании имеет хорошая организация работы. 3) Вопросам экологии в последнее время придают большое внимание.



Задание №5. Подберите к данным фразеологизмам словарные синонимы и составьте предложения с теми и другими. Объясните синонимические различия между ними.

Уходить из жизни, смотреть сверху вниз, сбыть с рук, сбить с толку, выйти из себя, пускать пыль в глаза, стоять на пути, путаться под ногами, вылететь в трубу, куры не клюют, не из робкого десятка, не ко двору, в два счета.



Задание №6. Распределите данные фразеологизмы по трем группам: 1) книжные, 2) разговорно-литературные, 3) разговорно-просторечные. Истолкуйте значение фразеологизмов. Для справок пользуйтесь «Фразеологическим словарем русского языка» под ред. А.И. Молоткова или «Школьным фразеологическим словарем русского языка», составленным В.П.Жуковым.

Авгиевы конюшни, с три короба, проходить красной нитью, хлебом не корми, пустить корни, хоть кровь из носу, не с того конца, боевое крещение, сводить концы с концами, перемывать косточки, выйти из-под пера, из кулька в рогожку, переменить декорации, переть на рожон, подводить под монастырь, наливаться кровью, чертова прорва, строить на песке, опускать крылья, кто в лес кто по дрова, лебединая песня, зажать в кулак, как кур в ощип, курам на смех, вкушать плоды, через пень-колоду, перегибать палку, повергнуть в прах, попасть в переплет.



Задание №7. Письменная работа. Учитель зачитывает текст, а учащиеся должны выписать фразеологические обороты и раскрыть их лексическое значение, объяснить, откуда произошли эти фразеологические выражения.

Три загадки.

Поссорились на перемене ребята. Один кричит:

-Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему:

- Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет.

Тут подбежал к ребятам дежурный, стал растаскивать, а они на него напустились:

-Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами?

А дежурный как крикнет:

-Стойте, ребята! Разгадайте свои загадки!

-Какие загадки? – удивились ребята и разжали кулаки.

-А вот какие, - сказал дежурный, - слушайте. Откуда произошли выражения: где раки зимуют, из кожи вон лезет, спит с открытыми глазами?



Задание №8. Прочитайте пары предложений со свободными словосочетаниями и фразеологическими единицами. Укажите фразеологизмы, пользуясь известными их признаками.

1. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык. Я хотел было завести разговор с моим ямщиком, но только что раскрыл рот, меня подбросило, и я прикусил язык. (Добр.) 2. Засучив рукава, я доставал выскользавших их рук живых рыб, бросал их на дно лодки. (С.-М.) Ребята работали засучив рукава. 3. Никиту как ветром сдуло с веранды. (Кетл.) Ярче синеет лед посредине Дона, где ветром сдуло снег. (К.) 4. Петр Сергеевич давно уже… махнул рукой на жизнь и живет нехотя. (Ч.) Ваня махнул рукой и побежал нам навстречу. 5. Нет, тут надо все как следует обдумать. (Каз.) Никто не знал, как следует с ним держаться и чем ему угодить (Кор.) 6. Мужчины посмеивались: кто-то видел, как богатырь-агроном носил жену на руках. (Шам.) Настенька, сестрица моя!.. Мушке-комарику не дам обидеть тебя. На руках носить буду. (Гладк.)



Задание №9. Составьте пары предложений со свободными словосочетаниями и фразеологизмами. Объясните, почему в одном случае это свободное словосочетание, а в другом – фразеологический оборот.

Стоять на часах, в двух словах, правая рука, держаться в тени, намылить голову, заварить кашу, утереть нос, черным по белому, со дна моря достать, за круглым столом.



Задание №10. Внимательно прочитайте описание жизненных ситуаций, подберите к ним фразеологизмы, которые кратко и образно выразили бы их основной смысл.

1. Мой друг никогда не говорит впустую, напрасно, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово. 2. Дядя Миша умеет все: он и на гитаре играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить может, и модель планера сделает. 3. Вадим немногословен, говорит он не часто, но замечания его всегда «бьют в цель». 4. Только мы вспомнили об Андрее, а он тут как тут, пришел. 5. Егор напроказничал, но каким-то образом избежал наказания.



Задание №11. К данным словам подберите как можно больше фразеологизмов. Скажите, когда они употребляются в речи? Составьте с ними предложения.

Капля, земля, снег, порох, стена, блины, масло.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©genew.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Рабочая программа
Методические указания
Практическая работа
Методические рекомендации
Теоретические основы
Пояснительная записка
Общая характеристика
Учебное пособие
История развития
Общие сведения
Физическая культура
Теоретические аспекты
Практическое задание
Федеральное государственное
Направление подготовки
Теоретическая часть
Техническое задание
Самостоятельная работа
Дипломная работа
Общие положения
Методическая разработка
государственное бюджетное
Образовательная программа
квалификационная работа
Выпускная квалификационная
Технологическая карта
Техническое обслуживание
Решение задач
учебная программа
Методическое пособие
История возникновения
Краткая характеристика
Исследовательская работа
Рабочая учебная
Общие требования
Общая часть
История создания
Основная часть
Метрология стандартизация
Рабочая тетрадь
Название дисциплины
Техническая эксплуатация
Информационная безопасность
Современное состояние
Государственное регулирование
Математическое моделирование
Экономическая теория
Организация работы