Диалектика духовного и телесного в физической культуре



Скачать 334.06 Kb.
страница1/3
Дата14.02.2020
Размер334.06 Kb.
Название файлаДИАЛЕКТИКА ДУХОВНОГО И ТЕЛЕСНОГО.doc
Учебное заведениеЧувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова
ТипАвтореферат
  1   2   3

На правах рукописи

Оленкин Юрий Владимирович
ДИАЛЕКТИКА ДУХОВНОГО И ТЕЛЕСНОГО

В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Специальность 09. 00. 11 – социальная философия


Автореферат

Диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Чебоксары 2008

Работа выполнена на кафедре философии и методологии науки

ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»
Научный руководитель – доктор философских наук, доцент

Кузнецов Владимир Юрьевич
Официальные оппоненты – доктор философских наук, профессор

Исмуков Николай Аверкиевич

кандидат социологических наук, доцент



Шабунин Дмитрий Михайлович
Ведущая организация – ФГОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия»
Защита состоится 28 марта 2008 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.301.04 в ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова» по адресу: г. Чебоксары, ул. Университетская, д. 38 а, корп.3, зал ученого совета.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»
Автореферат разослан «……»………………..2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат философских наук А.Г. Степанов



Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования.

В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека. В настоящее время в нашей стране продолжают оставаться очень сложными социально-демографическая ситуация и положение состояния здоровья населения.

Становление и развитие современного человека происходит в сложных и противоречивых условиях: с одной стороны, научно-техническая революция способствует значительному росту возможностей его интеллекта, а с другой – резко усиливается действие ряда факторов, противодействующих полноценной физиологической адаптации организма. Недостаточная психофизическая готовность современного человека к взаимодействию с относительно быстро и резко изменяющимися условиями жизни является одной из причин снижения показателей физического развития, физической работоспособности и состояния здоровья у значительной части населения.

Проблема физического развития и здоровья российских граждан выходит сегодня на общегосударственный уровень. Все ветви власти осознают, что от здоровья человека, от его физического состояния самым непосредственным образом зависит развитие экономики и производительных сил, оборона, наука, темпы и пропорции всего общественного развития, а во многом не только настоящее, но и будущее нации. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства. Об актуальности данного положения говорят цифры и факты, свидетельствующие о неблагополучном (если не катастрофическом) состоянии здоровья нашего населения. Сложившаяся ситуация привела к демографическому кризису, который эксперты называют беспрецедентным в мирное время. По их расчетам, если столь высокие показатели смертности и наименьшие величины суммарной рождаемости в стране сохранятся в течение нескольких десятилетий, то население России уменьшится в 2 раза. Кроме того, здоровье человека становится одним из основных условий реализации им своих биологических и социальных функций, фундаментом самореализации личности.

Коммерциализация спорта, падение профессионализма у многих физкультурно-спортивных работников привело к снижению интереса у значительной части российских граждан к занятиям физической культурой и спортом как важнейшим средствам укрепления здоровья и формирования человеческой личности.

Выход из создавшейся ситуации видится в том, чтобы рассматривать здоровье человека как процесс его физического развития. В первую очередь речь идет о необходимости повышения роли и значения физической культуры. Однако разработкой указанной проблематики до настоящего времени занимались в основном представители естественных и специальных дисциплин. В результате активно исследовались отдельные, частные вопросы и упускалось главное – формирование целостностного представления о человеке, о его здоровье и физического и духовного развития. Вот почему, обращение к философскому анализу сферы физического развития, духовности и телесности человека настоятельно продиктовано велением времени. Только в процессе социально-философского анализа представляется возможным системное изучение физического развития личности, определение методологических оснований для его последующего осмысления и реализации в практике жизнедеятельности человека и общества. Именно философская концепция физического развития поможет обеспечить достаточные теоретико-методологические основания для изучения указанного феномена специальными науками.

Кроме того, долгое время в поле зрение ученых попадал в основном лишь физкультурный феномен – спорт и, прежде всего, спорт высших достижений. Однако здесь важно заметить, что сфера физической культуры внутренне богаче, шире и разнообразнее. Она обладает большими возможностями для всестороннего развития личности и укрепления ее здоровья. Формирование же физической культуры, в условиях современного российского общества или вообще недооценивалось, или рассматривалось в контексте проблем, решаемых в основном спортом. Становится очевидным, что спорт не может заменить собой физическую культуру, а последняя не может рассматриваться только как массовый источник будущих спортсменов высшей квалификации.

Актуальность исследования подкрепляется стремлением людей реализовать себя именно в «физкультурной деятельности», ростом престижности и жизненной значимости усилий людей, направленных на «обработку» не внешней, а своей внутренней природы и собственной телесности. Физическая культура существует на протяжении многих тысячелетий, являясь одной из важнейших сторон человеческой жизни. Современный мир и вовсе представить себе без нее не возможно, поэтому феномен физической культуры требует более глубокого философского анализа.



Степень разработанности проблемы.

Проблема духовного и телесного аспекта человеческого бытия осмысляется как отечественной, так и западной философией. В западной философии XX века она актуализируется в ряде направлений и школ, существенно отличающихся в своих подходах к постановке и решению указанной проблемы. В частности, работы В. Дильтея, У. Джеймса, Г. Плеснера представляют антропологическое направление исследований этого рода. Заметный вклад в осмысление проблемы духовного становления личности вносят работы В. Франкла, который рассматривает духовность, свободу и ответственность как основополагающие модусы бытия человека, подчеркивая непосредственную взаимосвязь духовности с поисками человеком смысла бытия. Особый подход разрабатывает экзистенциальная философия (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.), представители которой рассматривают личность как открытое миру, незавершенное существо, формирующее себя в процессе трансцендирования, выхода за свои пределы, и тем самым достигающее уровня духовного бытия, что стало существенным вкладом не только в исследование, но и в постановку проблемы.

Значимый вклад в изучение проблемы внесла русская религиозная философия. Духовное бытие личности здесь рассматривается в аспекте проблемы морально-нравственного самоопределения личности, обретения человеком милосердия, любви, добродетели, сострадания (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Зеньковский, И.В. Киреевский, В.С. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, С.Л. Франк, А.С. Хомяков и др.).

В отечественной философии исследованием духовно-нравственного развития личности занимались Т.И. Адуло, Р.Г. Апресян, В.У. Бабушкин, В.С. Барулин, В.Н. Волков, Ю.С. Гуров, Н.А. Исмуков, А.Я. Канапацкий, Н.С. Катунина, В.И. Ксенофонтов, В.Ю. Кузнецов, Л.П. Кураков, В.А. Лекторский, Г.П. Меньчиков, В.А. Федотов, В.Г. Федотова, Э.З. Феизов, Д.М. Шабунин, Л.А. Шумихина.

Большое значение имеют работы, в рамках которых проблема духовного бытия рассматривается с позиций социокультурного подхода (Р.Л. Лившиц), в рационалистическом аспекте (В.Е. Кемеров), в контексте проблемы реализации способностей и потребностей личности (В.А. Лекторский). Изучению социально-философских аспектов проблемы духовного бытия также посвящены работы М.Н. Басковой, А.М. Буттаевой, А.А. Кулыевой, В.Д. Шадрикова. Психологические аспекты проблемы глубоко разработаны Б.С. Братусь, В.И.  Слободчиковым. Представляют интерес исследования, посвященные анализу перспективы дальнейшего существования и развития человека как духовного существа, находящегося в процессе единого эволюционного движения по направлению к ноосферному этапу бытия (В.П. Казначеев, Н.Н. Моисеев, Я.В. Рейзема, Г.С. Смирнов).

В конце прошлого столетия сложилась концепция, в рамках которой человеческая бытийственность рассматривается на фоне проблем глобального культурного кризиса, выживания человечества в эпоху крушения духовно-нравственного фундамента современной цивилизации. В рамках данной концепции возрождение высших духовных ценностей, возвращение человечества к нравственным основаниям бытия выступает как одно из необходимых условий выживания, спасения от грядущей цивилизационной катастрофы. Размышления об этом, об утрате человеком духовных оснований бытия содержатся в работах А.Н. Ананьева, Л.П. Буевой, А.В. Кивы, В.А. Кутырева, В.П. Океанского, А.И. Плиша. Обращение к духовным основаниям бытия в данных концепциях выступает как средство преодоления глобального культурного кризиса.

Анализ литературы по данной проблематике показывает, что физическое развитие личности также является объектом исследования многих социально-гуманитарных дисциплин. Среди них в первую очередь следует указать на теоретические разработки социологов, психологов, педагогов, культурологов. Ученые, указанных и других научных направлений имеют свои подходы к пониманию физического развития личности, высказывают свои суждения и предлагают концептуальные построения, в которых содержится попытка осмыслить процессы, протекающие в мире человеческой субъективности, в мире человеческих мыслей, воли и чувств.

Однако следует признать, что до настоящего времени ни отечественными, ни зарубежными учеными физическое развитие личности не избиралось в качестве самостоятельного объекта философского познания.


Среди наиболее известных работ в области психологии и физиологии человеческого организма следует отметить, прежде всего, труды П.К. Анохина, В.М.Бехтерева, П.Ф. Лесгафта, И.П. Павлова, И.М. Сеченова, К.А. Тимирязева, И.И. Шмальгаузена и других представителей естественнонаучного направления XIX - го и начала XX - го веков.
Эта же проблема в той или иной степени затрагивалась в ряде исследований общего характера. К ним следует отнести работы С.С. Аверинцева, Е.В. Боголюбова, М.М. Бахтина, Г.Д. Гачева, А.Я. Гуревича, П.С. Гуревича, О.Г. Дробницкого, И.С. Кона, Е. Косевича, Ю.С. Крюковского, А.Ф. Лосева, А.В. Михайлова, В.А. Рабиновича и др.

Проблема телесности человека занимает определенное место в исследованиях по философской антропологии. Ее изучение в основном связано с критическим анализом зарубежных концепций. В первую очередь это относится к творчеству И.С. Вдовина, Б.Т. Григорьева, П.С. Гуревича, В.А. Подорога, К.А. Свасьяна и др. В работах Г.С. Батищева, Л.П. Буевой, Л.В. Жарова, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, Ф.Т. Михайлова и др. глубоко изучается деятельностная сущность человека.

Значительный интерес представляет монография И.М. Быховской, которая посвящена аксиологии человеческого тела. Безусловную значимость для социокультурного осмысления телесности представляют этнокультурные и этнопсихологические исследования, в рамках которых телесность рассматривается в связи с ее коммуникативной функцией в различных этнокультурных системах, она изучается как средство невербального общения в тех или иных этнических культурах. В области теории физической культуры определенную ценность представляют работы В.М. Выдрина, Л.П.Матвеева, Н.И.Пономарева, И.Н.Решетень и др. Представительным является круг авторов, изучающих социальные вопросы физической культуры и спорта. Наиболее продуктивно работают в этом направлении В.У. Агеевец, М.А. Арвисто, Н.Н. Визитей, О.А. Милыптейн, Н.А. Пономарев, М.Я. Сараф, Л.С. Стеновой, В.В. Столбов, В.И. Столяров, Ю.А. Талалаев, М.Х. Титма, А.В. Царик и др. Проблемы личности разнообразно и многопланово разрабатываются преимущественно в специальной литературе.

В этой связи определенный научный интерес представляет рассмотрение влияния физической культуры на характер развития сил и способностей человека, специфику их воспроизводства и общую социальную направленность. Вместе с тем необходимо признать, что здесь пока еще мало работ, непосредственно посвященных философским аспектам рассмотрения физической культуры как фактора развития личности, а также выявлению взаимосвязей физической культуры и образа жизни личности.

В отечественной литературе до сих пор, на наш взгляд, слабо разработан субъектный аспект физической культуры – прежде всего вопрос о том, каким оптимальным путем физическая культура из ее объективного внешнего состояния может быть переведена во внутреннее свойство личности. В диссертации этот аспект анализируется через понятие «физическая культурность». Изучению данного вопроса значительное внимание уделили А.И. Арнольдов, Э.А. Баллер, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, В.М. Межуев, В.Н. Орлов, А.К. Укледов, Б.Д. Яковлев. Их работы посвящены в основном рассмотрению философско-социологических аспектов теории культуры.

Нельзя не отметить специальные работы, раскрывающие специфику и анализирующие основные элементы философско-социологических проблем развития личности и биологии человека. К ним относятся труды Б.Г. Ананьева, В.Д. Гончарова, В.Я. Ельмеева, А.А. Королькова, В.П. Петленко, В.Ф. Сержантова, В.П. Тугаринова, И.Т. Фролова, В.И. Столярова и др.


Зарубежная философия, раскрывающая проблемы физического развития и физической культуры, представлена работами Ю. Липеца «Философия олимпизма» и М. Мылика «Философские основания спорта».

Отмечая основательность и высокий уровень всех исследований, а так же огромный объем литературы по проблеме физической культуры и ее духовности и телесности следует заметить, что данное направление в науке к настоящему времени не имеет достаточно определенного толкования, а отдельные важные вопросы пока вообще остаются вне поля зрения исследователей. Уже сегодня очевидно, что без философского осмысления проблемы, мировоззренческая база и дальше будет оставаться слабой и не способной обеспечивать проведение конструктивной политики во имя действительного развития человека и его физических возможностей.



Объектом диссертационного исследования выступает физическая культура в системе общей культуры общества.

Предметом диссертационного исследования является социально-философское осмысление феномена физической культуры как диалектического взаимодействия духовного и телесного.

Цель и задачи исследования. Актуальность проблемы физической культуры, ее практическая значимость и недостаточная разработанность обусловили выбор автором темы нашего диссертационного исследования.

Имея в виду потребности современной теории и практики, диссертант ставит перед собой цель исследовать наиболее важные теоретико-методологические и практические проблемы физической культуры как диалектики духовного и телесного в контексте социально-философского анализа.

Данная цель и замысел диссертации определили постановку и решение конкретных исследовательских задач:

1. Рассмотреть физическую культуру, ее компоненты, ее роль и значение в системе общей культуры общества;

2. Провести концептуальный анализ развития соотношения телесного и духовного в историко-философском дискурсе;

3. Выявить основу саморазвития личности в диалектическом единстве биологического и социального;

4. Обосновать возрастающую роль и влияние духовного на становление физической культуры общества;

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют идеи и положения трудов выдающихся мыслителей прошлого, отечественных и зарубежных философов, исследовавших различные аспекты физической культуры, особенностей её проявления и реализации в жизнедеятельности личности и общества.

Теоретической основой исследования являются: концепции физического образования личности (В.К. Бальсевич, П.Ф. Лесгафт, Л.И. .Лубышева, Л.П. Матвеев, А.Ц. Пуни, А.В. Родионов, В.И. Столяров); положения теории и методики физической культуры, ее роли в формировании личности (П.А. Виноградов, С.С. Коровин, Л.М. Куликов, В.А. Пономарчук, Н.А. Фомин); концептуальные положения формирования культуры здорового образа жизни (Н.М. Амосов, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, С.Г. Сериков, Л.Г. Татарникова).

Методологической основой диссертации выступают общефилософские диалектические принципы: объективности, системности, всесторонности, историзма, конкретности исследования, принципы и методы современной социальной философии – конкретно-исторический, сравнительно-исторический, историко-генетический и историко-типологический методы, метод единства исторического и логического в социальном познании, а также отдельные методы современной теоретической социологии, аксиологии, валеологии и социальной психологии. Физическая культура, как системное образование в целом, является объектом применения синергетического подхода в решении методологических и технологических задач, т.е. междисциплинарных исследований в разработке всех научных направлений.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Расширены границы теоретико-методологических основ анализа физической культуры. Физическая культура рассмотрена как часть общей культуры общества, направленная на поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Выявлены ее основные компоненты: уровень здоровья, спортивного мастерства, материальные ценности (спортивные сооружения, инвентарь и т.д.), наука и произведения искусства связанные с физическим воспитанием;

2. Проведен концептуальный анализ соотношения телесного и духовного в историко-философском дискурсе. Показано, что соотношение этих двух начал со времен античности по настоящее время трактовалось неоднозначно, что это завесило от множества факторов общественной жизни;

3. Выявлен процесс саморазвития личности как диалектического единства биологического и социального в деятельности человека. Обосновано, что только в диалектическом единстве природного и социального может развиваться человек – с одной стороны, формирование человека происходит под определяющим воздействием социальных факторов, с другой, биологическая сторона в жизнедеятельности обуславливает социальную активность личности;

4. Определено место, роль и значение духовных ценностей, оказывающих возрастающее воздействие на развитие физической культуры общества. Показано, что физическое и духовное совершенствование личности, здоровый образ жизни, верное представление о наивысшем в данных конкретно-исторических условиях типе сознания и выработка устойчивой потребности соответствия этим представлениям – вот те духовные ценности, которые заложены в основе физической культуры.

Положения, выносимые на защиту:

1. Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Она включает все достижения, накопленные в процессе общественно-исторической практики: уровень здоровья, спортивного мастерства, науки, произведений искусства, связанных с физическим воспитанием, а также материальные (технические) ценности (спортивные сооружения, инвентарь и т.д.). Физическая культура представляет собой социальный фактор целесообразного воздействия на процесс физического развития и совершенствования человека, позволяющий обеспечить направленное развитие его жизненно важных физических качеств и способностей. Физически нормальное состояние человека выступает базой социальной деятельности человека. Процесс физического совершенствования выступает как социально значимая деятельность, способствующая развитию не только физических, но и духовных способностей личности.

2. Взаимодействие природного и социального лежит в основе любой человеческой деятельности. Телесно-духовное единство, продуцируемое физическим развитием, свидетельствует о его высоком потенциале производства личности как целостности, о реальном сопряжении в нем изначально противостоящих качеств. Именно в контексте физического развития может быть максимально раскрыт потенциал человека как существа не только сформированного, но и явленного парадигме культуры, не только воспринимающего, но и воплощающего ценности культурного субъекта. Нарушение баланса между природным данным и социально-формируемым в человеке ведет либо к «оживотниванию» его, либо к его «социологизации» за счет подавления естественного начала в нем; и то, и другое есть разрушение физической культуры, выход за ее «систему координат».

3. Сущность человека биосоциальна. Биологическое выражается в морфологических, физиологических, генетических явлениях, а также нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах организма человека. Социальное отражает уровень социума в конкретный исторический период развития (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный). Необходимо учитывать психический или ментальный фон, то есть внутренний духовный мир человека – его сознательные и бессознательные процессы, волю, переживания, память, характер, темперамент. На отдельное место необходимо поставить разум. Человек – это разумное биосоциальное существо со своей ментальностью. Человек – не простая арифметическая сумма биологического, социального и психического, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени – человеческой личности. Назначение человека – это деятельность во всех ее аспектах: экономическом, экологическом, управленческом, научном, педагогическом, художественном, медицинском, физкультурном, а также спектрально отражающем эти виды деятельности. Определяющим началом в физическом развитии человека является его социальность. Каждая социальная роль требует определенных физических усилий, причем, чем сложнее социальная деятельность личности, тем выше степень дифференциации и разнообразнее проявление физического. Социальная детерминация позволяет биологическому проявить его высшие потенции, получить максимальный простор для успешного развития.

4. Для современного этапа развития общества характерно возрастание роли духовных ценностей в обеспечении полноценного физического развития и здоровья человека, освещение их «функции» как посредников восхождения человека из ниже - в выше организованные макросферы своего бытия; а также их атрибута как необходимого условия достижения человеком самореализации своего духовного потенциала. Цель духовного воспитания состоит в том, чтобы дать человеку верное представление о наивысшем в данных конкретно-исторических условиях типе сознания, выработать у него устойчивую потребность в соответствии с этим представлением. Формирование физической культуры можно плодотворно решать только на основе идеи диалектического единства и взаимообусловленности социального и биологического, духовного и телесного начал.

Теоретическая и научно-практическая значимость работы состоит в том, что основные положения и выводы данного социально-философского исследования могут найти свое применение в управлении общественными процессами при разработке мероприятий в области совершенствования социальной политики, при обосновании современных концепций и программ в области образования и воспитания молодежи. Диссертация может также представлять конкретный научный интерес для прикладных социально-гуманитарных исследований – для историков, социологов, педагогов, психологов и социальных работников.

Теоретическая значимость работы заключается в приращении нового знания о физическом развитии личности о его роли и месте в структуре современного философского знания.

По отношению к частным исследованиям в сфере физической культуры материал данной работы может вполне выступать организующим теоретико-методологическим принципом.

В то же время в диссертации рассмотрен ряд социально-психологических вопросов, решение которых могло бы иметь практически-прикладное значение в процессе превращения физической культуры в важную жизненную потребность. Практическая значимость диссертации заключается также и в том, что ее материал может быть использован в преподавании социальной философии, дисциплин по выбору (Философия человека, культурология и др.).



Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором на межрегиональных, региональных, межвузовских и внутривузовских научных конференциях, на методологических семинарах кафедры философии и методологии науки, кафедры комплексных исследований по философии ЧГУ. Основные положения автора изложены в ряде научных статей.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии и методологии науки Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова.



Структура диссертации. В соответствии с общим замыслом и конкретными задачами исследования сложилась структура диссертации.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения и библиографического списка использованной литературы. Общий объем диссертации составляет 157 страниц.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©genew.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Рабочая программа
Методические указания
Практическая работа
Методические рекомендации
Теоретические основы
Пояснительная записка
Общая характеристика
Учебное пособие
История развития
Общие сведения
Физическая культура
Теоретические аспекты
Практическое задание
Федеральное государственное
Техническое задание
Теоретическая часть
Направление подготовки
Самостоятельная работа
Дипломная работа
Общие положения
государственное бюджетное
Методическая разработка
Образовательная программа
квалификационная работа
Техническое обслуживание
Технологическая карта
Выпускная квалификационная
учебная программа
Решение задач
История возникновения
Методическое пособие
Краткая характеристика
Исследовательская работа
Рабочая учебная
Общие требования
Общая часть
Основная часть
История создания
Рабочая тетрадь
Метрология стандартизация
Техническая эксплуатация
Название дисциплины
Математическое моделирование
Организация работы
Современное состояние
Экономическая теория
Информационная безопасность
Государственное регулирование