Учебно-методические материалы к дополнительной программе



Скачать 475.84 Kb.
страница1/19
Дата22.10.2019
Размер475.84 Kb.
Название файлаМУ ПК Новые формы предоставления услуг.docx
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Мастер-Прогресс»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

(программе повышения квалификации)

«Новые формы предоставления культурно-просветительских и досуговых услуг пользователям библиотеки»

Балаково 2019

Оглавление




Изменение роли традиционных библиотек в наше время


Принципиально меняется роль библиотек в современном мире. Раньше они предоставляли доступ внешним пользователям к информации, хранящейся в фондах библиотеки. Постепенно к печатной продукции стали добавляться электронные ресурсы в виде баз данных, размещаемых в сети библиотеки. Сейчас к этому добавляется и становится все более значимой функция предоставления доступа к внешним ресурсам, существующим в электронном виде, для читателей, пришедшим в библиотеку, или пользователей организации. Теперь библиотекарю недостаточно знать, где и на какой полочке стоит та или иная книжка или журнал в хранилище библиотеки – нужно знать, на какой виртуальной полочке стоит эта книжка в мировом распределенном хранилище, как ее там найти и получить.

Библиотеки всегда играли роль своего рода интеллектуального посредника между человеком и информацией. И эта их функция останется неизменной. Более того, потребность в таких услугах будет только возрастать, поскольку с огромной скоростью растет объем доступной информации, разнообразие ее представления и средств работы с информацией. Это сильно осложняет задачу поиска нужной информации для рядового читателя библиотеки. И здесь на помощь должны прийти сотрудники библиотек. Естественно, это должны быть библиотекари нового уровня подготовки, владеющие в совершенстве всеми современными информационными технологиями поиска и обработки электронной информации.

Сейчас становится все более популярным создание в научных и образовательных организациях собственных архивов научной информации – электронных депозитариев, включающих в себя научные статьи, книги, методические пособия и т.д., подготовленные сотрудниками организации. Этот процесс находит мощную поддержку в рамках движения OpenAccess, а в некоторых странах и на государственном уровне. Принципиальный вопрос заключается в том, какое подразделение организации возьмет на себя создание и поддержание такого архива. Логично и очень важно, чтобы эту функцию взяла на себя библиотека организации.

Во-первых, это повышает статус самой библиотеки в организации, а, соответственно, и финансирование ее деятельности. Не секрет, что значение библиотеки, как интеллектуального центра доступа к информации, еще не понимается и недооценивается во многих организациях, даже весьма продвинутых в плане внедрения новейших информационно-телекоммуникационных технологий. Работу по созданию электронных депозитариев часто доверяют информационным подразделениям организации. Однако, это не вполне оправданное решение – технические специалисты могут настроить работу системы, но никогда не будут работать ни с читателями, ни с авторами публикаций. Здесь нужен опыт, терпение и умение библиотекарей работать с людьми.

Во-вторых, доступ к информации должен быть унифицирован. В идеальном случае, читатель, обратившийся в библиотеку, должен иметь возможность получить как внешнюю информацию, так и внутреннюю (из локального депозитария), как в электронном виде, так и в печатном. Необходимость такой интеграции подтверждает тезис о том, что именно библиотека должна заниматься поддержанием электронного депозитария организации, именно в библиотеке должны быть сконцентрированы все средства и инструментарий для поиска информации из различных источников. Библиотека должна играть ключевую роль в обеспечении пользователей организации научной информацией, независимо от того, из каких источников эта информация поступает.

Все более востребованными становятся не только сами информационные ресурсы, но и системы управления этими ресурсами, предоставляющие более интеллектуальные средства для поиска, производства и обработки информации. Информации становится очень много, слишком много. Количество доступной информации уже давно перевалило тот разумный предел, когда можно было, скажем, раз в неделю посещая библиотеку, отслеживать все новые поступления по интересующей тематике. Эффективно работать с таким объемом информации становится все труднее. Именно поэтому все более востребованы становятся различные средства, упрощающие работу с информацией, позволяющие упорядочить, систематизировать эту работу, обладающие определенным уровнем интеллектуальности. Такие информационные продукты призваны в первую очередь взять на себя самую трудоемкую техническую часть работы по поиску, обработке и организации работы с ресурсами, сэкономив тем самым пользователю или информационному специалисту время для действительно творческой аналитической работы. Некоторые задачи, которые решают системы управления ресурсами:



  • интеграция различных ресурсов в рамках единой поисковой системы;

  • унификация ссылок на информационные ресурсы;

  • анализ контекста запроса пользователя и его переадресация в зависимости от его текущих прав по отношению к запрошенному ресурсу;

  • управление подпиской на онлайновую периодику, анализ эффективности подписки;

  • управления правами доступа к информационным ресурсам, единая система регистрации и авторизации пользователей;

  • сбор и анализ статистики использования ресурсов.

Таким образом, в мире электронных информационных ресурсов происходят определенные перемены: меняются функции библиотек – от локальных печатных ресурсов к онлайновым электронным, меняются приоритеты издательств – от создания ресурсов к созданию сервисов, меняются потребности пользователей – от получения информации к ее систематизации и анализу.

Исходя из этого анализа, разумно было бы сфокусировать работу современных библиотек на следующих вопросах:

1. Ресурсы открытого доступа, создание собственных ресурсов в организациях, решение вопросов их распространения;

2. Разработка информационных сервисов, повышающих эффективность работы с научной информацией;

3. Обучение пользователей и библиотекарей работе с электронной информацией;

4. Подписка, решение вопросов доступа к ресурсам (издатели, консорциумы, подписчики - где находится компромиссное решение), анализ использования ресурсов и оптимизация подписки.




Культурно-досуговые программы
Социо-культурная акция
Народное гуляние
Интернет-ресурсы для библиотекаря


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


База данных защищена авторским правом ©genew.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Рабочая программа
Методические указания
Практическая работа
Теоретические основы
Методические рекомендации
Пояснительная записка
Общая характеристика
Учебное пособие
Общие сведения
История развития
Практическое задание
Федеральное государственное
Теоретическая часть
Физическая культура
Теоретические аспекты
Направление подготовки
Дипломная работа
Техническое задание
Образовательная программа
государственное бюджетное
Техническое обслуживание
Методическая разработка
Общие положения
квалификационная работа
Самостоятельная работа
Выпускная квалификационная
учебная программа
Общие требования
Общая часть
Технологическая карта
Краткая характеристика
Рабочая учебная
История возникновения
Решение задач
Исследовательская работа
Организация работы
История создания
Методическое пособие
Основная часть
Метрология стандартизация
Внеклассное мероприятие
Название дисциплины
государственное автономное
Государственное регулирование
Техническая эксплуатация
Технологическая часть
Рабочая тетрадь
Информационная безопасность