Теоретический анализ творчества, творческого мышления и воображения



Скачать 299.52 Kb.
Дата30.11.2019
Размер299.52 Kb.
Название файла-
ТипАнализ

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3

  1. Теоретический анализ творчества, творческого мышления и воображения............................................................................................................5

  2. Анализ методов, позволяющих стимулировать процесс творчества……15

  3. Практические рекомендации по применению методов стимуляции творчества среди военнослужащих…………………………………………….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….29


ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена изучению методов стимуляции творчества.

Актуальность работы обусловлена тем фактом, что мы живем в век научно - технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше, требует от человека не шаблонных, привычных действий, освященных многовековыми традициями, а подвижности мышления, быстротой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Творческое мышление требует и современное производство, где буквально на глазах появляются новые профессии и на убыль идут те, где нужен тяжелый, однообразный, исполнительский труд. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда. Поэтому очень важно, что бы те, кто сейчас ходит в детский сад, смогли бы вырасти не только здоровыми и крепкими людьми, но и - инициативными, думающими, способными на творческий подход к любому делу, за которое они бы не взялись.

Объект курсовой работы – творчество.

Предмет курсовой работы – методы стимуляции творчества.

Цель работы – обобщение и систематизация психологических знаний о методах стимуляции творчества.

Задачи курсовой работы:


  1. Провести теоретический анализ творчества, творческого мышления и воображения;

  2. Провести теоретическое исследование методов, позволяющих стимулировать процесс творчества;

  3. Разработать практические рекомендации по применению методов стимуляции творчества среди военнослужащих.

  4. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке модели развития творческого мышления военнослужащих, которую можно использовать на практике.

Практическая значимость работы заключается в обозначении конкретных направлений оптимизации процесса развития творческого мышления военнослужащих; результаты исследования могут быть использованы при составлении авторских программ, пособий и рекомендаций.

Методологическую базу исследования составили труды таких ученых, как Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, А.Н. Лук, В.Н. Дружинин, И.А. Бескова, А.Э. Симановский.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Теоретический анализ творчества, творческого мышления и воображения


Начало жизненного этапа человека начинается с попытки проявить способности к творческому мышлению. Человек пытается выразить себя как личность через творчество, показать свою значимость и индивидуальность. Даже несмотря на то, что это не жизненно необходимая способность и не нужна для выживания.

Понятие творческого мышления включает в себя такой процесс, в ходе работы которого появляются новые идеи, создаются условия для появления предметов искусства или быта, несущие ценность для человека и окружающих.1

Изучение своих творческих способностей помогает в познании себя и окружающего мира, развитию в человеке самостоятельной личности, приносящей пользу обществу и продвижению прогресса. Характер личности, память и восприятие окружающего мира влияют на способность к творчеству. Не последнюю роль в этом процессе играет способность к нестандартному мышлению, и умение использовать идеи по назначению.

Этапы становления творческого мышления:2



  1. Подготовка

Начальный этап становления, на котором происходит подготовка к размышлению, собирается информация, факты для дальнейшей переработки материала. На этом этапе затрагивается аналитическое мышление, создаются условия для решения проблем, ставятся цели.

  1. Попытка к размышлению

На втором этапе проявляются условия к мыслительному процессу, за счет привлечения дивергентного мышления. Возможно появление разочарования, которое поможет критично отнестись к возникшим идеям, отбирая только самое уникальное.

  1. Анализ идеи

Этап приостановки творческого процесса, отвлечения на другие предметы. Он помогает отвлечься от задержавшегося процесса вынашивания идеи, посмотреть на нее с другой стороны, трезво оценив недостатки и достоинства, избегая репродуктивного творчества.

  1. Творческое озарение

Происходит творческое озарение, интеллектуальный сдвиг с мертвой точки, открывающий проблемы и пути решения.

  1. Анализ проделанной работы

На последнем этапе происходит оценка проделанной работы, анализ полученных идей. Он происходит с помощью аналитического мышления, задействовав основные критерии оценки.

Все этапы творческого мышления взаимосвязаны между собой. Последовательное их выполнение помогает получить лучший результат в ходе проделанной работы.

Творческое мышление предполагает развитие условия для появления нравственных и культурных начал в человеке. Творческое мышление помогает человеку выразить себя, свои мысли и чувства. Через творчество человек показывает характер, видение окружающих людей, природы и содержание своего внутреннего мира.

Основой формирования творческого начала человека должны быть следующие критерии творческого мышления:3



  1. Способность к анализу, сравнению и синтезированию, присутствие причинно-следственных связей.

  2. Критичное мышление, своевременное выявление ошибок и противоречий.

  3. Способность прогнозировать дальнейшее развитие событий.

  4. Способность к представлению предмета или объекта вневременных рамок, умение видеть вещи в будущем и прошедшем времени.

  5. Уметь продвигать полученные идеи, разрабатывать возможные варианты событий.

  6. Способность к получению новых интересных мыслей и идей в короткий период и с наименьшими затратами.

В психологии принято разделять творческое мышление на два типа: конкретно — образное и словесно – логическое. Обладатели конкретно – образного мышления считаются талантливыми, так как воспринимают окружающий мир в конкретных образах. При работе мозга этот тип творческого мышления задействует правую часть мозга, которая отвечает за эмоциональную сторону интеллекта.

Словесно-логический тип склонен к выполнению приземленных абстрактных понятий, с логическим или словесным направлением. Соответственно такой тип мышления относится к левому полушарию мозга, который отвечает за логические процессы и математический склад ума.

Но способность к творчеству не останавливается на одном конкретном типе личности, а может присутствовать у всех. Особенности творческого мышления помогают объединить образы и создать абстракции.

Особенности творческого мышления:4



  1. Неординарность

Желание творить, создавать новые идеи и предметы, уникальные в своем роде. Полученные в ходе творческого процесса вещи должны иметь ценность.

  1. Многосторонность

Рассмотрение объекта с другой не свойственной ему стороны, применение к нему свежего взгляда. Попытка найти скрытый потенциал, учитывая основные характеристики и черты.

  1. Гибкое восприятие

Способность к изменению взгляда на характер явления или объекта. Попытка рассмотреть стороны способные изменить область применение объекта и повысить его уникальность.

  1. Адаптированность

Переход с одной точки зрения на другую. Способность перерабатывать большой объем информации и выдумывать интересные идеи и ситуации.

Воображение является частью творческого мышления. Они тесно связаны между собой и являются основой друг друга. Воображение связывает и объединяет структуры интеллекта: внимание, восприятие, память.

Только человеческое сознание создает условия для появления реальности в образах. Эта способность связана с психическим и смысловым видом мышления, объединяя их в одно целое. Воображение человека загадочный и необъяснимый процесс, до сих пор до конца не изученный. Благодаря ему создаются условия для появления шедевров литературы, скульптуры и живописи.

Возможности воображения безграничны, оно показывает реальность в другом ракурсе и имеет огромное значение для психологии и интеллектуального развития человека:5

- Творческое воображение планирует действия и поступки, оценивает свое поведение и полученный результат.

- Воображение помогает «путешествовать» во времени, вызывая в сознание прошедшие события и впечатления, получая новые творческие идеи

- Воображение выполняет цели и задачи, не реализованные в жизни. Додумываются некоторые моменты.

Воображение человека перерабатывает предметы и действия разного содержания, которые содержат черты, не имеющие аналогов в реальности. Придуманные предметы и события принято называть фантазией, а желаемое развитие событий является мечтой.

Воображение человека бывает:

- Активное. Помогает вызвать образы, при содействии силы воли. Вызываемый образ не всегда имеет соответствие с описанием предмета, а несет индивидуальное представление о нем.

- Пассивное. Мысли и идеи появляются спонтанно, в независимости от желания человека.

- Продуктивное. Появление новых идей связано с жизненным опытом человека.

- Репродуктивное. Воображение репродуктивное - это перенесение пережитых эмоций и действий в творчество человека. Репродуктивное воображение не содержит вымышленных элементов.

В психологии разработаны методы активизации творческого мышления. Они помогут устранить установившийся взгляд на вещи, убрать репродуктивное мышление и освободить сознание для новых открытий. Эти методы создают специальные условия на формирование творческого мышления и повышения его продуктивности.

Самым популярным способом активизировать мышление в психологии является метод «мозгового штурма». Определение «мозговой штурм» появилось в 40-е годы в Америке. Его суть заключается в коллективном решении поставленных задач, разделяя присутствующих на тех, кто критикует и тех, кто «предлагает».

Еще одним методом активизации мыслительного процесса является изменение условия выполняемого задания. Мысленно изменяем поставленную задачу, сначала изменяя размер, затем время и стоимость. В ходе предложенного метода меняется взгляд на решение, и появляются новые идеи.

Выяснить предрасположенность к творчеству можно с помощью такой системы, как диагностика. Она поможет понять насколько вы творческая личность, уровень креативности, выявить предрасположенность к созданию предметов искусства. Диагностика креативности выполняется путем оценки конкретных черт творческих способностей.

Для полноценного и достоверного проведения диагностика креативности затрагивает все элементы творческого мышления, включая память, восприятие, мечты и воображение.

Проведенные исследования диагностики творческих способностей и креативности делятся на 2 части:6


  1. Креативность

Эта диагностика личности оценивает познавательные многофункциональные способности личности, связанные с развитием интеллектуальных способностей. Это направление представляют работы и тесты Э. Торренса, С. Тейлора, С. Медника, Дж. Гилфорда. Они основаны на изучении взаимосвязи интеллектуальных способностей с появлением новых образов и идей.

  1. Креативность личности

Задачей этого направления является диагностика психологии личности, условия появления творчества, за счет индивидуальных особенностей человека. Это исследование направлено на поиск критериев появления креативности. Представители направления А. Маслоу, Д. Богоявленская, Ф. Баррон.

Список образов, которыми оперирует человек в течение своей жизни, включает в себя не только предметы или явления, существующие в объективной действительности. Это может быть и то, что ранее не воспринималось непосредственно индивидом: далекое прошлое или будущее, места, где он никогда не бывает и не побывает, не существующие во Вселенной живые существа. Отвечая на вопрос, что такое воображение, основной характеристикой которого являются удивительные для повседневной жизни образы, можно сказать, что это выход за пределы реального мира как во времени, так и в пространстве.

Человек – единственное живое существо на нашей планете, которому свойственно фантазировать, то есть отражать будущее и действовать в соответствии с ожидаемой (воображаемой) ситуацией, используя свои ощущения, восприятие и мышление.

Говоря о том, что такое воображение в биологии, можно сказать, что это познавательные процессы представления каких-либо будущих событий, в основе которых лежит создание новых образов, переработанных в результате восприятия, мышления и знаний о мире конкретного индивида, которые были получены в предыдущих жизненных ситуациях. Сущность любой фантазии – преобразование объективной реальности, в которой существуют предметы и явления, не имеющие никаких точек соприкосновения с действительностью. Именно этот феномен является важнейшим в процессе становления человека как действующего субъекта.

Советский психолог Л.С. Выготский называл два этих процесса близкими и по структуре, и по функциям. Им они характеризуются как чрезвычайно родственные, со схожим происхождением и строением. Говоря о том, что такое воображение в психологии, ученый считал его необходимым, неотъемлемым моментом мышления, особенно творческого, объясняя это тем, что процесс мышления включает в себя как прогнозирование, так и предвосхищение событий.7

Различные проблемные ситуации заставляют человека думать, фантазировать, формировать в сознании представление о том, что можно сделать, укрепляющее мотивации поиска решения и определяющее его направление. Степень неопределенности спорных моментов жизни определяет важность роли воображения, осуществляющего свои функции даже при неполноте исходной ситуации, дополняя ее продуктами своей деятельности.

Говоря о том, что такое воображение в психологии, нельзя обойти вниманием его связь с эмоционально-волевыми процессами, называемую, в соответствии с учением Льва Выготского, законом эмоциональной реальности воображения. Главное его проявление – это появление истинных, а не воображаемых эмоций при возникновении в человеческом сознании какого-либо образа. Это способствует воплощению в жизнь желаемого и предотвращению нежелательного психологического воздействия. Например, размышляя над какой-либо сложившейся ситуацией, человек может испытывать неприятные эмоции при обдумывании определенного варианта развития событий, что заставляет его искать другие пути для решения проблемы.

Продолжая тему того, что такое воображение и фантазия, следует упомянуть тот факт, что и тому и другому доступно влияние на человеческие эмоции и чувства. Ярчайшее проявление этого постулата – частая тревога по поводу не реальных, а воображаемых событий. Верный способ справиться с этим – изменить выдуманный образ. Это поспособствует снижению уровня тревожности и снятию психологического напряжения.

Воображение – один из значимых факторов, влияющий на всестороннее развитие индивида. Укоренившиеся в фантазиях идеалы, к которым человек стремится, пытаясь им подражать, становятся для него примерами, в соответствии с которыми он организует свою жизнедеятельность, личностное и нравственное развитие.

Ранее мы в общих чертах уже говорили о том, что такое воображение. Определение и характеристики более узкого характера напрямую зависят от того, о каком его виде идет речь в каждом конкретном рассматриваемом случае.

Воображение делится на несколько типов.

По степени целенаправленности оно может быть:

- активным;

- пассивным.

По результатам:

- продуктивным;

- репродуктивным.

По степени волевых усилий:

- произвольным;

- непроизвольным.

Также воображение индивида может быть:

- воссоздающим;

- творческим;

- реалистическим;

- социологическим.

Творческое воображение является процессом самостоятельного создания творцом новых, ни на что не похожих образов, воплощенных в оригинальные результаты различного рода деятельности. При этом опосредованная опора создателя на прошлый его жизненный опыт минимальна, а главную роль играет лишь полет его фантазии.

Итак, подробно рассмотрев сущность творчества, творческого мышления и воображения, выделив их различные виды и описав их особенности, можно смело сказать, что ни один из множества видов творчества невозможно представить без элемента воображения, будь то наука, литература, живопись. Воображение напрямую связано с интуицией, догадкой, озарением. Каждый человек в той или иной степени склонен фантазировать, однако не стоит забывать и о реальной жизни, чтобы грезы не стали болезненными галлюцинациями, а построенные воздушные замки не разрушились об серую повседневность.

Из анализа литературы мы выяснили, что творческое мышление - это вид мышления, связанный с открытием или созданием чего - либо нового. Для проявления творческого мышления необходимо соблюдать определенные условия, непосредственно влияющие на полное раскрытие творческих способностей человека.

Творческое мышление изучается многими учеными и до сих пор многие вопросы остаются дискуссионными. Исследователи также до сих пор так и не пришли к единому мнению, какие же личностные особенности считать основными для креативной личности. Наиболее часто современными исследователями упоминаются такие индивидуальные особенности творческой личности, как независимость в суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач, развитое чувство прекрасного, склонность к риску, специфическое восприятие действительности, высокая внутренняя мотивация и эмоциональная лабильность.


  1. Анализ методов, позволяющих стимулировать процесс творчества

Условия или факторы, влияющие на течение творческой деятельности, бывают двух видов: ситуативные и личностные. К последним относятся устойчивые свойства, черты личности или характера человека, которые могут влиять на состояния, вызванные той или иной ситуацией. Примером может служить такая черта, как тревожность. Тревожность как состояние, вызванное ситуативными факторами, оценивается с помощью опросника Спилбергера, а личностная тревожность - с помощью опросника Тейлор.

К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на творческие возможности человека, относятся лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; наличие фиксированной установки на конкретный способ решения; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная самоцензура; способ предъявления условий задачи, провоцирующий неверный путь решения, и др.8

К личностным факторам, негативно влияющим на процесс творчества, относят конформизм (соглашательство); неуверенность в себе (часто сопутствует общей низкой самооценке), а также слишком сильную уверенность (самоуверенность); эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; отсутствие склонности к риску; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; высокую тревожность как личностную черту; сильные механизмы личностной защиты и ряд других.9

Многочисленные исследования, начавшиеся с описания фаз творческого акта, свидетельствуют о важнейшей роли подсознательных процессов в нахождении творческих решений (в данном контексте нет необходимости дифференцировать такие понятия, как бессознательное, предсознательное, подсознательное, что весьма важно в контексте теории). Поэтому многие из перечисленных факторов как раз связаны с усилением барьеров между сознанием и бессознательным. Так, тревожность и неуверенность в себе заставляют людей подавлять идущие из подсознания подсказки, боясь, что они вызовут иронию или насмешку у других людей

Среди личностных черт, благоприятствующих творческому мышлению, выделяют следующие: уверенность в своих силах; доминирование эмоций радости и даже определенную долю агрессивности; склонность к риску; отсутствие боязни показаться странным и необычным; отсутствие конформности; хорошо развитое чувство юмора; наличие богатого по содержанию подсознания (видит разнообразные по содержанию сны, обладает подпороговой чувствительностью, переживает феномены синестезии и т.п.); любовь к фантазированию и построению планов на будущее и т.п.10

Отвечая на вопрос, почему именно ему выпало совершить великое открытие, А. Эйнштейн назвал в качестве одной из причин свое относительно медленное развитие, благодаря чему его в довольно солидном возрасте все еще волновали так называемые «детские вопросы». Вопрос, положивший начало размышлениям, приведшим к открытию принципа относительности, звучит действительно почти по-детски: что будет видеть наблюдатель, если источник света удаляется от него со скоростью света? На начальном этапе своего развития ребенок представляет собой существо полностью бессознательное. Это единственный период в жизни человека, когда действительно нет абсолютно никаких барьеров между сознанием и бессознательным и нет, соответственно, абсолютно никаких ограничений для его свободного творчества.

Многочисленные исследователи пытались сформулировать главное качество любой творческой личности, которое лежит в основе способности к творчеству. При всем разнообразии конкретных формулировок все говорят примерно об одном и том же: творческая личность - это свободная личность; а свободная личность - это личность, способная быть самой собой, слышать свое «Я», по определению К. Роджерса.

В англоязычной литературе главным качеством творческой личности часто называют чувство самоидентичности. Творческий человек должен ценить свою уникальную и неповторимую (как и у всех других людей) личность, «не стыдиться» ее. Ведь любой творческий акт - это форма духовного «самообнажения», что особенно трудно делать «на публике». Способность «творить» на виду у других людей относится к числу профессионально важных качеств артистов, музыкантов, преподавателей вузов, проповедников. Хорошая публичная лекция предполагает творческий экспромт, импровизацию. Только в этом случае слушатель становится соучастником творческого процесса и способен не просто усвоить систему значений, передаваемых с помощью озвученного текста, но и проникнуть за значения, в личностные смыслы, порождаемые в данный момент, в данном месте.

Но пока без четкого ответа остается вопрос о том, какова природа того «Я», которое мы должны уметь слушать. Есть ли это то самое эмпирическое «Я», по У. Джемсу, в триединстве его физической, социальной и духовной ипостасей? Скорее, это познающее «Я», если использовать терминологию Джемса. Природа этого «Я» настолько труднодоступна для рационального осмысления, что даже в научной литературе появляются ссылки на его принципиально трансцендентальный характер и даже божественное происхождение.

К методам стимуляции творчества обычно относят те приемы, которые позволяют снять или ослабить барьеры между сознанием и бессознательным.11 В эту категорию некоторые авторы включают довольно экзотические приемы, основанные на снятии критических установок и цензуры сознания за счет использования алкоголя, барбитуратов и наркотических веществ; применения техники гипноза; применения методов решения задач с помощью поиска подсказок в сновидении. Более широкое распространение получила методика мозгового штурма А. Осборна, основной смысл которой заключается в разделении между разными людьми генеративной части мыслительного акта и части контрольно-исполнительной (одни участники генерируют гипотезы с запретом любой критики, а другие позже оценивают их реальную значимость). На ее основе был создан метод синектики (соединение разнородного в одном), предполагающий обучение испытуемых умению генерировать аналогии разного типа и другим приемам, позволяющим увидеть знакомое в незнакомом и незнакомое в знакомом. Используются также метод составления таблиц, метод гирлянд, метод контрольных вопросов и др.

Проанализировав научную литературу, мы выявили условия способствующие проявлению творческого мышления:

- способность к творчеству должна, целенаправленна, формироваться в процессе психического развития личности.

- наличие внутренней и внешней мотивации.

- стабильное эмоциональное состояние, высокая самооценка.

- достаточно высокий уровень интеллекта.

Таким образом, широкое распространение получают разного рода тренинги, прежде всего тренинг уверенности в себе, тренинг сензитивности и др. Но главным условием появления творческих личностей является, конечно, соответствующая система обучения и воспитания.

3. Практические рекомендации по применению методов стимуляции творчества среди военнослужащих


В настоящее время военно-научная работа военнослужащих приобретает огромное значение, являясь одной из важнейших составляющих профессиональной подготовки будущих офицеров. Именно военно-научная работа способствует повышению эффективности усвоения военнослужащими учебного материала и его творческого использования в практической деятельности; соответствующая обучение социальному взаимодействию в предстоящей профессиональной деятельности; постепенный переход от учебно-исследовательской, учебно-познавательной деятельности военнослужащих к их самостоятельной научно- исследовательской работе. Военно-научная работа военнослужащих, как единство внеучебных и учебных форм исследовательской деятельности, имеет направленность на наибольшее развитие их индивидуальных способностей, творческого мышления, подготовки высококлассных специалистов, развитие их научного познания, креативного подхода к получению знаний и их практической реализации при решении задач по предназначению.

Современный военнослужащий должен обладать достаточным уровнем компетентности и запасом знаний для решения служебных задач, как в повседневной жизнедеятельности, так и в случае войны; иметь качества защитника Отечества, патриота, являясь военным профессионалом. Кроме того, офицер должен обладать высокими адаптивными способностями и всегда быть готовым к действиям в сложных условиях обстановки, уметь самостоятельно изучать и осваивать поступающие на вооружение новые образцы вооружения и военной техники, образцово выполнять свои функциональные обязанности согласно занимаемой воинской должности и др. В этих условиях, особое место занимает процесс развития у будущих офицеров творческих способностей к продуктивной познавательной деятельности, выработке и практической реализации нестандартных (креативных) решений, исходя из этого обучение военнослужащих с творческим, нестандартным мышлением, развитие у них умений действовать самостоятельно.

Как показывают научные исследования, эффективно развивать творческие способности возможно только в специализированной среде, так как в повседневных условиях происходит их подавление.

Заставить человека творить невозможно. Для этого требуется создать благоприятные внешние условия, которые бы активизировали и способствовали творческому развитию человека. Образовательной средой принято называть систему воздействий и условий развития военнослужащего, потенций для ее совершенствования, которые содержатся в пространственно-предметном и социальном окружении. Основная функция образовательной среды заключается в предоставлении возможности военнослужащим для обучения и усвоения социального опыта.

Она оказывает воздействие на развитие социально важных качеств военнослужащего и его личностной направленности. Поэтому именно образовательной среде отводится главная роль в эффективной творческой самореализации военнослужащего.

Задачи военно-научной работы:

- формирование интереса к военно-научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно-технических задач и навыков работы в научных коллективах;

- развитие у военнослужащих творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении знаний;

- выявление наиболее одаренных и талантливых обучающихся, использование их творческого и интеллектуального потенциала, а также войскового опыта для решения актуальных задач военной науки и совершенствования военного образования.
Деятельность, направленная на стимуляцию творчества:

- обеспечение активного участия военнослужащих в работе военно-научных кружков, проведении научных конференций, конкурсов на лучшую научную работу, научных семинаров;

- формирование у слушателей и военнослужащих интереса к военно-научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно-технических задач и навыкам работы в научных коллективах;

- содействие военнослужащим в овладении методикой и навыка-ми проведения самостоятельных научных исследований и разработки научных проблем;

- координация деятельности военно-научных кружков при кафедрах и отделах;

- обмен опытом организации и проведения военно-научной работы на курсах факультета и среди членов военно-научных кружков;

- подготовка из числа наиболее способных, активных и успевающих военнослужащих резерва научных и научно-педагогических кадров;

- выявление наиболее одаренных и талантливых военнослужащих, использование их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач военной науки;

- организация и проведение научных мероприятий: конференций, семинаров, конкурсов, олимпиад по специальностям и дисциплинам, дискуссионных клубов, конкурсов научных работ;

- информирование военнослужащих о запланированных научных конференциях, семинарах, конкурсах и других научных мероприятиях, возможности участия в них;

- установление и развитие связей с военно-научными обществами, научными обществами, других образовательных учреждений Российской Федерации;

- взаимодействие с Ученым советом университета, факультетами, кафедрами и лабораториями по вопросам научной и научно-практической деятельности.

В рамках военно-научной работы происходит формирование собственно научно-исследовательской компетентности военнослужащего включающей в себя способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями; способность анализировать научную информацию, военную практику, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования; способность применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов; умение использовать знания и методы гуманитарных, экономических, военных и социальных наук при решении профессиональных задач; способность к логическому и творческому мышлению, анализу и синтезу, критическому осмыслению информации; умение видеть проблему и формулировать исследовательские задачи, определять адекватные пути их решения; способность обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты по результатам исследования; готовность к перманентному самосовершенствованию и адаптации к быстро меняющимся условиям профессиональной деятельности и социокультурной среды.

Военно-научная работа военнослужащих требует систематического методического и психолого-педагогического сопровождения со стороны преподавателей, предоставления военнослужащим максимальной самостоятельности в исследовательской деятельности. Это возможно при эффективном взаимодействии участников научно-исследовательской работы – военного и военнослужащего, основанном на взаимопонимании и осознании значимости совместных действий каждого. Сущность взаимодействия преподавателя и военнослужащего состоит в том, чтобы общую цель работы преобразовать в общие и конкретные задачи, которые требуют активной позиции военнослужащего. Кроме того, взаимодействие преподавателя и военнослужащего требует четкой организации взаимозависимой системы действий в разнообразных формах их совместной деятельности. Вовлекать военнослужащих в научно-исследовательскую работу необходимо уже на младших курсах, учитывая, бесспорно, имеющийся объем их знаний. При этом на кафедрах преподаватели организуют контролируемое самостоятельное изучение военнослужащими отдельных теоретических вопросов, связанных с конкретными аспектами военно-научной работы; осуществляют совместное детальное планирование предстоящей работы с учетом наклонностей и реальных возможностей военнослужащего.

Военно-научная работа служащих протекает наиболее эффективно, если она действительно приумножает знания военнослужащих, полученные в ходе основных видов занятий (лекций, семинаров, практических занятий и т.д.). В этой связи, военно-научной работой, как правило, занимаются военнослужащие, кто хорошо успевает и имеет склонность к творческим исследованиям, к углубленному изучению науки.

Творческие способности военнослужащего развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

- наличие сформированного у военнослужащих интереса к выполнению творческих заданий;

- реализация творческих заданий как важнейший компонент не только аудиторной, но и внеаудиторной деятельности военнослужащего;

- творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии военнослужащих друг с другом, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях.

Формирование и развитие потребностей военнослужащих в проявлении собственного творческого естества, потребностей в самореализации происходит именно в период учебного межличностного взаимодействия обучающихся. Такого рода взаимодействие предполагает наличие хороших резервов как для повышения качества обучения отдельно взятого учебного предмета, так и для выполнения важнейших задач формирования профессионально-ориентированной, творческой личности будущего офицера, посредством учебного процесса и использования потенциала учебного коллектива группы военнослужащих.

Для обозначения учебного взаимодействия военнослужащих как участников образовательного процесса педагоги используют такие определения, как «совместная учебная работа», «групповая деятельность», «учебное сотрудничество», «коллективно-распределенная учебная работа» и т.д.

Выделяя значимость совместного взаимодействия для развития наиболее важных качеств личности, A.A. Леонтьев говорил, что они «рождаются во взаимодействии индивида с индивидом; то есть как интрапсихологические, и только лишь потом, самостоятельно прорабатываются человеком; при этом следует учесть, что отдельные теряют далее свою первоначальную форму, преобразовываясь в интерпсихологические процессы»

Непосредственно групповой деятельности военнослужащих в настоящее время уделяется большое внимание, поскольку навык совместного взаимодействия обучающихся становится одним из самых значимых на современном этапе реформирования армии, основными доминантами которой являются партнерство, дружеское общение, сотрудничество, альтруизм, солидарность, искренние человеческие отношения, способствующие развитию творческих способностей военнослужащих.

Принято выделять следующие типы социально-психологических взаимодействий, а именно:

- противоборство - оба человека препятствуют друг другу и противодействуют достижению индивидуальных целей;

- сотрудничество - оба человека содействуют друг другу по взаимодействию, интенсивно помогают решению индивидуальных задач и достижению общезначимых целей совместной работы;

- однонаправленное содействие - из партнеров уклоняется от взаимодействия совместной деятельности, тем самым не способствуя достижению личных целей второго;

- уклонение от взаимодействия - когда оба участника пытаются избегать активного взаимодействия;

- контрастное взаимодействие - когда один из партнеров пытается помогать другому, а второй избирает тактику активного противостояния первому;

- однонаправленное противодействие - один из участников активно мешает достижению целей другим участником;

- компромиссное взаимодействие - когда оба участника демонстрируют некоторые элементы как противодействия, так и содействия.

- контрастное взаимодействие - один из партнеров пытается оказывать помощь второму, а тот в свою очередь избирает позицию активного противодействия партнеру.

Представляется возможным утверждать, что существующие типологии видов совместной деятельности, говорят о множестве форм взаимодействия. Тем не менее, совместная работа является основой всех форм внутригруппового взаимодействия. Она является условием сплочения группы (взвода) военнослужащих, так как содержит огромный потенциал возможностей, способствующих возникновению в коллективе военнослужащих отдельных важных для всех ее членов образований. Выявлено, что при совместной работе и кооперации в значительной мере снижается количество межличностных конфликтов, сходит на нет возможность развития нездорового соперничества, агрессии, группового эгоизма, формируются неизменные условия удачного разрешения как субъективных, так и объективных противоречий. В тех условиях, где есть дух соперничества - превалирует мотивация достижения личных целей, а при нацеливании на совместную работу, объединение и дух корпоративности формируют некую помогающую среду, которая гарантирует обоюдную поддержку и помощь, укрепляющую веру обучающихся в том, что их совместная деятельность обеспечит личный успех каждого из членов группы.

Таким образом, развитие творческих способностей военнослужащих невозможно без учета в образовательном процессе индивидуальности каждого военнослужащего

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование показало, что важным педагогическим пути развития творческих способностей к познавательной деятельности у военнослужащих является обеспечение креативной направленности в военно-научной работе с военнослужащими. Его реализация обеспечивается следующими условиями:

- целенаправленное и систематическое стимулирование руководителей военно-научных обществ и кружков в интересах активизации их деятельности с военнослужащими; повышение методической грамотности на основе обмена накопленным опытом руководства военно-научной работой военнослужащих;

- привлечение в систему военно-научной работы с военнослужащими наиболее опытных преподавателей-ученых, являющихся носителями профессиональных знаний, для обеспечения связи науки, войсковой практики и образовательного процесса;

- проведение разъяснительной работы среди должностных лиц факультетов и курсов в целях вовлечения их в работу по стимулированию военно-научной деятельности военнослужащих подчиненных подразделений.

2. Результативным педагогическим путём развития творческих способностей к познавательной деятельности у военнослужащих является реализация проблемного обучения в образовательном процессе.

Установлено, что его базовыми условиями являются: разработка учебно-методических пособий содержащих комплексы проблемных теоретических и практических заданий по учебным дисциплинам; осуществление целевой работы предметно-методических комиссий кафедр по выработке эффективных подходов в обеспечении проблемности и высокого уровня трудности в обучении военнослужащих;

повышение уровня профессионально-педагогического мастерства преподавателей в сфере проблемного обучения военнослужащих; организация взаимодействия с органами военного управления МО РФ в интересах получения аналитических материалов по проблемам обучения, воспитания и морально-психологической подготовки военнослужащих различных категорий и др.

3. Одним из важных педагогических путей развития творческих способностей к познавательной деятельности у военнослужащих выступает использование творческого потенциала коллективов военных подразделений в ходе учебных занятий, которое возможно результативно реализовать при условиях: опора в методике решения педагогических задач на учебных занятиях на специально создаваемые творческие группы (3-5 обучающихся); организация педагогического взаимодействия в ходе учебных занятий в основном эвристическими и дискуссионными методами (круглые столы, семинар – спор рядов, мозговой штурм, деловая игра и др.); использование наставничества наиболее успешных в службе военнослужащих над отстающими; развитие в учебных группах положительных коллективных установок, традиций, настроений и мнений, а также поддержание в них креативной направленности в самообразовательной деятельности военнослужащих и др.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Бачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. М., 2015. – 234 с.

  2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов: Изд-во Ростов. ун-та, 2013. - 173 с.

  3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 2013. - С. 182 - 195.

  4. Выготский Л.С. Мышление и речь // Психология развития человека. — М.: Эксмо, 2015. – 1136 с.

  5. Голицын Г.А. Информационный подход в психологии творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 2013. - С. 210 - 231.

  6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб.: Питер Ком, 2012. - 368 с.

  7. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 2015. – 340 с.

  8. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества/ Л.Б Ермолаева-Томина – М.: Академический Проект: Культура, 2015.- 304 с.

  9. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2012.

  10. Квинн В. Прикладная психология. - СПб.: Питер, 2012. - 560 с.

  11. Лук А.Н. Психология творчества/ А.Н. Лук- М.: Наука, 2012.- 127с.

  12. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2015. - 583 с.

  13. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. – М.: МПСИ, 2013.

  14. Немов Р.С. Общие основы психологии/ Р.С. Немов-М.:ВЛАДОС, 2012. - 396с.

  15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 688 с.

  16. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. - М., 2015. – 230 с.

  17. Основы психологии. Практикум: Ред.-сост. Л.Д. Столяренко- Ростов н/Д: «Феникс», 2012. - 576с.

  18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: "Питер", 2012. - 720 с.

  19. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления.- Ярославль: «Академия развития», 2016. - 192 с.

  20. Эдвард де Боно, Серьезное творческое мышление/ Эдвард де Боно.: Попурри, 2015.- 415с.

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: "Питер", 2012. - 720 с.

2 Эдвард де Боно, Серьезное творческое мышление/ Эдвард де Боно.: Попурри,2015.- 415с.

3 Симановский А.Э. Развитие творческого мышления.- Ярославль: «Академия развития», 2016. - 192 с.

4Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 2013. С. 182 - 195.

5 Голицын Г.А. Информационный подход в психологии творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 2013. С. 210 - 231.

6 Основы психологии. Практикум: Ред.-сост. Л.Д. Столяренко- Ростов н/Д: «Феникс», 2012 - 576с.

7 Выготский Л.С. Мышление и речь // Психология развития человека. — М.: Эксмо, 2015. – 1136 с.

8 Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб.: Питер Ком, 2012. - 368 с.

9 Симановский А.Э. Развитие творческого мышления.- Ярославль: «Академия развития», 2016. - 192 с.

10 Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 688 с.

11 Симановский А.Э. Развитие творческого мышления.- Ярославль: «Академия развития», 2016. - 192 с.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©genew.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Рабочая программа
Методические указания
Практическая работа
Методические рекомендации
Теоретические основы
Пояснительная записка
Учебное пособие
Общая характеристика
Общие сведения
История развития
Практическое задание
Федеральное государственное
Теоретическая часть
Физическая культура
Теоретические аспекты
Направление подготовки
Техническое задание
Дипломная работа
Образовательная программа
Методическая разработка
Самостоятельная работа
государственное бюджетное
Общие положения
квалификационная работа
Техническое обслуживание
Выпускная квалификационная
Технологическая карта
учебная программа
Общие требования
Общая часть
История возникновения
Рабочая учебная
Краткая характеристика
Основная часть
Решение задач
История создания
Методическое пособие
Метрология стандартизация
Исследовательская работа
Организация работы
Внеклассное мероприятие
Техническая эксплуатация
Государственное регулирование
Рабочая тетрадь
Информационная безопасность
Индивидуальное задание
Технологическая часть
государственное автономное