Предмет, метод и периодизация истории отечественного государства и права



Скачать 158.91 Kb.
страница1/2
Дата21.01.2019
Размер158.91 Kb.
Название файлаЛекции по ИГиПР.docx
ТипЗакон
  1   2

Тема 1

Предмет, метод и периодизация истории отечественного государства и права

История отечественного государства и права характеризуется тем, что обогащает знанием исторического опыта, проникновением в сущность и закономерности общественного процесса, связанного с развитием таких феноменов, как государство и право. Вышесказанное определяет место истории государства и права России в системе юридического образования и ее общие задачи.

Вместе с тем эта дисциплина имеет свои непосредственные, конкретные задачи. К ним относится изучение:

1) процесса возникновения и развития государства и права на территории нашей страны;

2) факторов и условий, определяющих появление государства и права, а затем их изменение и развитие;

3) правового положения классов, социальных групп;

4) организации государственной власти (механизм государства, система государственных органов в различные исторические периоды);

5) развитие правовой системы, отраслей, институтов права, конкретных законодательных актов.

Общественные отношения, которые изучаются историей государства и права России – государство и право – составляют предмет юридической науки.

История государства и права России изучает государство и право на территории нашей страны в развитии - от момента зарождения до настоящего времени. Это значит, что история государства и права России – наука не только юридическая, но и историческая.

Право зарождалось в родо–племенном обществе, как правовой обычай. Этот источник права был характерен для всех догосударственных и ранегосударственных образований. Первые комплексные законы – Закон Русский, Русская Правда и последующее законодательство до Свода законов Российской империи было архаичным, казуальным и фрагментарным. До 19 в. отечественное право, равно как и феодальное право других стран не знало деления на публичное и частное, материальное и процессуальное, на отрасли права. Институты права как таковые появились в русском законодательстве лишь в Соборном Уложении 1649 г. До 19 в. законы носили характер судебников и являлись для чиновников административных органов, непрофессиональных судей, практическим руководством по разрешению судебных дел.

Не было до 19 в. как таковой и общей части. В праве описывался каждый конкретный случай, казус, субъекты и объекты перечислялись поименно, а отсюда и существенные пробелы в законодательстве, его фрагментарность. Это противоречие разрешалось путем аналогии закона или права. От эпохи к эпохе увеличивалась казуальность, соответственно “сокращалась” фрагментарность. Усложнение социально–экономической и общественно–политической жизни потребовало не только совершенствования государственного управления, что находило свое отражение в усложнении системы организации власти, но и совершенствования правовых форм регулирования различных сторон усложняющейся общественной жизни. Нормативные акты становятся все более объемными и “тяжеловесными”. Отсюда и стремление законодателя к систематизации и кодификации права, особенно с конца 18 в., утверждению общей части.

Как таковое современное право началось с принятия кодексов Наполеона, в основе которых лежит римская правовая традиция. Во многом по аналогии с ними в России был принят Свод Законов Российской империи 1832 г. (но в условиях сохранения крепостного права). Это был первый шаг в проведении революционной правовой реформы отечественного законодательства.

Тема 2


Древнерусское государство и право (IX – XII вв.)



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©genew.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Рабочая программа
Методические указания
Практическая работа
Методические рекомендации
Теоретические основы
Пояснительная записка
Учебное пособие
Общая характеристика
Общие сведения
История развития
Практическое задание
Федеральное государственное
Теоретическая часть
Физическая культура
Теоретические аспекты
Направление подготовки
Техническое задание
Дипломная работа
Образовательная программа
Методическая разработка
Самостоятельная работа
государственное бюджетное
Общие положения
квалификационная работа
Техническое обслуживание
Выпускная квалификационная
Технологическая карта
учебная программа
Общие требования
Общая часть
История возникновения
Рабочая учебная
Краткая характеристика
Основная часть
Решение задач
История создания
Методическое пособие
Метрология стандартизация
Исследовательская работа
Организация работы
Внеклассное мероприятие
Техническая эксплуатация
Государственное регулирование
Рабочая тетрадь
Информационная безопасность
Индивидуальное задание
Технологическая часть
государственное автономное