Порождения высказывания сложное многоуровневое действие. Необходимость существования разных уровней для выполнения перехода «смысл ->текст»



Скачать 38.05 Kb.
Дата16.07.2019
Размер38.05 Kb.
Название файлаБилет 4.2 Механизмы порождения и восприятия речи.docx

Механизмы порождения и восприятия речи. Их моделирование.

Процесс порождения высказывания - сложное многоуровневое действие.

Необходимость существования разных уровней для выполнения перехода «смысл ->текст» вызывается уже тем, что его начальный пункт есть некоторый психический процесс, а конечный - физический процесс работы артикуляторов.

Исходный пункт не связан напрямую с конечным в рамках одного акта.

Другой предпосылкой уровневого строения процессов порождения речи является необходимость следить за правильностью результатов, получаемых работой отдельных звеньев процесса. Произнесение осмысленного высказывания требует выполнения целого ряда самостоятельных операций: отбор слов из словаря, выбор синтаксической структуры, определение форм слова и т.д. Соответственно необходимо «разделение труда”: одна подсистема обеспечивает выбор синтаксической структуры, другая – выбор нужных словоформ. Для плавного протекания порождения речи необходимо, что система непрерывно получала сигналы обратной связи о том, что выбор осуществлен успешно.

Уровни порождения высказываний

Речевая деятельность начинается с мотивации – с потребности человека передать другому некоторую информацию. Этап мотивации – это еще доязыковой этап. На следующем этапе – этапе формирования смысла – под влиянием данного мотива формируется общий замысел того, что намерен сообщить говорящий, фиксируется общий смысл конкретного высказывания. Этот этап отвечает двум уровням. Первый из них – уровень собственно смысла ил глубинно-семантический уровень – это тоже еще доязыковой уровень, здесь осуществляется первичное расчленение общего замысла “для себя”, первый этап подготовки его для того, чтобы в ходе дальнейших перекодировок породить конкретное высказывание. На этом уровне существуют уже все основные смыслы, которые намерен выразить говорящий. Для данного уровня характерна, что выделяются только тема и рема высказываний, которые выражаются в терминах смыслов, а не значений.

Второй уровень – семантический. Здесь происходит уже более полное формирование семантического аспекта высказывания. Основной операцией этого уровня является пропозиционирование – выявление структурного соотношения смыслов, подлежащих выражению, а следовательно и самих смыслов, как самостоятельных элементов. Здесь уже происходит вычленение ситуаций, или предикатов, и их семантических актантов: мысль, подлежащая выражению, обретает структуру. С этого уровня начинается процесс выражения смыслов через значения, формируется смысловой образ результата.

Следующий этап – глубинно-синтаксический. Здесь каждой структуре, образованной предикатом и его актантами, подыскивается лексико-семантическое наполнение, осуществляются 2 самостоятельные операции: выбор слов и выбор синтаксических конструкций. Переход от семантического уровня к глубинно-синтаксическому осуществляется про посредстве внутренней речи. При переходе от одного уровня к другому происходит отбрасывание тех вариантов, осуществление которых превышает возможности данного нижележащего уровня. ПВ – поэтапное формирование и уточнение мысли, первоначально сравнительно аморфной, средствами языка.



Восприятие речи.

Восприятие речи - сложный активный процесс обработки и переработки акустического сигнала, лексических (словарных) характеристик высказывания, его грамматических и семантических структур. Человек, воспринимающий речь, не пассивно фиксирует поступающую информацию, а производит активное преобразование речевого сигнала, стремясь наиболее эффективно перевести данный сигнал в определенную смысловую запись. С лингвистической точки зрения, это строго последовательная смена этапов-уровней: фонологическая интерпретация сигнала, его морфонологическое и морфологическое описание, установление синтаксической структуры и смысловая интерпретация. Психолингвистика предлагает теорию восприятия, известную как «анализ через синтез”: восприятия высказывания сводится к его порождению. Слыша высказывание, человек по наиболее информативным фрагментам, устанавливает глубинную структуру, а уже из нее порождает все высказывание в целом, которое и фигурирует в его сознании, как воспринятое.

Единицы решения при восприятии. В зависимости от разного рода условий – привычности или непривычности темы – человек избирает разные структуры восприятие, использует разные единицы решения. Если тематика текста известна, то слушающий оперирует крупными единицами – вплоть до сверхфразовах единств. Если текст с элементами новизны, то сл. использует в качестве единиц решения более мелкие единицы, вплоть до отдельных фонем.

Человек способен воспр. НС (непосредственно составляющие) разного объема: слоги, слова, словосочетания, предложения.

Восприятие целостных НС осуществляется путем угадывания, прогнозирования, для этого используется все владение языковой системой, знание о типовых вероятностных характеристиках текста, о теме, ситуации, собеседнике.



Конечный результат воспр. состоит в интерпретации высказывания в терминах смыслов, подобно тому, как на начальных этапах порождения речи фигурируют именно смыслы, а не значения. Поскольку смыслы личностно окрашены, интерпретация может в чем-то расходиться со смыслом, которым оперирует говорящий при порождении данного высказывания.

Запоминание воспринятого высказывания также осуществляется в терминах смыслов. Это и объясняет почему человек, пересказывая сообщение, обычно передает лишь его общий смысл, иногда к тому же в чем-то искаженный в силу того, что для говорящего и слушающего одно и то же зн-е может опосредоваться разными смыслами.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©genew.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Методические указания
Рабочая программа
Теоретические основы
Практическая работа
Методические рекомендации
Пояснительная записка
Общая характеристика
Учебное пособие
Общие сведения
Федеральное государственное
История развития
Теоретическая часть
Физическая культура
Теоретические аспекты
Практическое задание
Направление подготовки
Дипломная работа
Техническое обслуживание
квалификационная работа
Образовательная программа
государственное бюджетное
Общие положения
Техническое задание
Выпускная квалификационная
Методическая разработка
Самостоятельная работа
Технологическая карта
Общие требования
Решение задач
Общая часть
учебная программа
Рабочая учебная
Краткая характеристика
История создания
История возникновения
Организация работы
Основная часть
Методическое пособие
Метрология стандартизация
государственное автономное
Государственное регулирование
Автономная некоммерческая
Название дисциплины
Рабочая тетрадь
Экономическая теория
Внеклассное мероприятие
некоммерческая образовательная
Информационная безопасность