Министерство просвещения РФ министерство науки и высшего образования РФ



Скачать 226.37 Kb.
страница1/3
Дата09.10.2019
Размер226.37 Kb.
Название файла2 часть.doc
ТипУрок
  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ООО «Инфоурок»

проект
Лингвистические особенности обучения грамматике иностранного языка учащихся общеобразовательных организаций
по направлению подготовки
Китайский язык: теория и методика обучения иностранному языку в образовательной организации

слушателя

курса профессиональной переподготовки
Сафутиной Ирины Владимировны

План
Введение…………………………………………….………………………….3

1. Методика объяснения и отработки грамматических особенностей иностранного языка.……………………………………………………………..4

2. Особенности коммуникативно-когнитивного подхода в обучении иноязычным грамматическим компетенциям ………………………………… 9

3. Примеры применения технологий закрепления грамматических навыков с использованием современных интерактивных методов для учащихся разных возрастных групп………………………………………………………………...13

Заключение……………………………………………………………………...20

Список литературы……………………………………………………………. 21

Введение

Грамматика, как словарный и звуковой состав – это основа любой речи. Однако, при обучении грамматическим навыкам иностранного языкасуществует одна серьезная проблема – это отсутствие интереса обучаемых к достаточно сложной теории. В методике преподавания иностранных языков этой проблеме уделяли внимание лингвисты Е. И. Пассов, М. А. Колпакчи, Т. Б. Клементьева, В. П. Кузовлев и другие.

Без достаточной грамматической базы общаться на иностранном языке невозможно, поэтому цель данного проекта: изучить различные методы преподавания грамматикииностранного языка (на примере китайского языка)на занятиях в системе образования, исследовать использование традиционных и нетрадиционных методов обучения грамматикена практике.

Объект исследования - процесс обучения иностранным языкам в образовательных учреждениях.

Предмет исследования – грамматика иностранного языка (китайского языка), как средство формирования у обучающихся коммуникативной компетенции, ведущей к основной цели обучения иностранному языку.

Гипотеза - грамматика является основой языка, но изучать ее, как правило, неинтересно и скучно, что впоследствии отражается на коммуникативном поведении, поэтому использование преподавателем различных традиционных и нетрадиционных методов и формобучения - это залог хорошего усвоения грамматического материала.

Перед нами стоят следующие задачи:

1. Определить методику объяснения и отработки грамматических особенностей иностранного языка.

2. Написать конкретную методикуи план объяснения и отработки грамматических особенностей иностранного языка.

3. Привести несколько примеров применения технологий закрепления грамматических навыков с использованием современных интерактивных методов для учащихся разных возрастных групп.

1. Методика объяснения и отработки грамматических особенностей иностранного языка

В настоящее время в процессе обучения иностранному языку используются разнообразные методы преподавания грамматики.

Перед преподавателем стоит задача выбора методов, используемых им на занятии, обеспечивающих наиболее эффективное усвоение и применение той или иной грамматической структуры. Они охватывают широкий спектр видов обучения грамматике - использование наглядных средств,программированное обучение, разнообразные игры, структурный метод и многие другие.

Подлинное владение иностранным языком оказывается возможным лишь при наличии автоматизированных речевых навыков (Е. И. Пассов).

Эти навыки не могут сформироваться стихийно, их необходимо формировать предварительно, создавая для формирования какой –либо структуры (структура, изъятая из речи, лишается ситуативности, коммуникативности) специальные условия. Специальные условия создавать в русскоязычном окруженииочень сложно, поэтому используются условно-речевые упражнения. Они дают возможность создать такие условия для «изъятой» грамматической структуры, чтобы эти условия были адекватны условиям процесса коммуникации.

В. П. Беляев рекомендует 4 этапа работы над грамматической стороной речи:



  • Подготовительный (показ и объяснение);

  • Элементарный (механические упражнения в подстановке, которые должны обеспечить автоматизацию отдельных действий);

  • Совмещающий (новое грамматическое средство сочетается или перемежается с другими средствами);

  • Этап систематизирующего обобщения (упражнения в анализе, сравнении и классификации).

  • Однако существует и последний этап, где происходит включение грамматических навыков в речевую деятельность, использование и повторение их в речевых упражнениях.

В.П. Беляев утверждает, что сначала должна проходить отработка одной структуры, а затем ее сталкивание с другими структурами.

Это же утверждает и П. Б. Гурвич. Автоматизация представлена им как состоящий из трех стадий процесс, распадающийся на этапы:



  1. Формальная стадия, где выполняются одно-два упражнения на заучивание словоформ, подготавливающих их усвоение;

  2. Содержательно-формальная стадия, в которой три этапа: а) одно-структурная отработка; б) системное противопоставление; в) свободное противопоставление.

  3. Содержательная стадия, т.е. естественно-мотивированное, «стихийное» употребление грамматического явления во время всего дальнейшего обучения.

В структуре речевой деятельности А. А. Леонтьев выделяет три фазы. 1. Планирование речевого действия.

2. Осуществление речевого действия.

3. Сопоставление и контроль.

Эти три фазы делятся на этапы: а) формирование речевой интенции, б) построение внутренней программы высказывания, в) грамматическая реализация программы, выбор слов, г) внешнее оформление.

В процессе перехода от программы высказывания к ее реализации в языковом коде функционируют следующие механизмы: – выбора слов, – грамматического прогнозирования, – перебора и сопоставления грамматических вариантов, – закрепления и воспроизведения грамматических обязательств. Для успешного функционирования этих механизмов должны быть сформированы необходимые языковые автоматизмы (навыки) – фонетические, лексические, грамматические.
Рассмотрим более детально коммуникативный метод обучения грамматике, который предложил Е.И. Пассов.

Он считал, что грамматический навык – это синтезированное действие по выбору модели, адекватной речевой задаче в данной ситуации и правильному оформлению речевой единицы любого уровня.

В грамматическом навыке он выделяет:

1. Выбор модели, адекватной речевому замыслу говорящего в данной ситуации;

2. Оформление речевых единиц, которыми заполняется модель в соответствии с нормами данного языка и определенным временным параметром.

Выбор модели можно назвать функциональной стороной навыка. В отличие от нее есть еще и формальная сторона — оформление. От нее зависит скорость говорения. В настоящее время в основном все системы обучения направлены на последовательное формирование этих операций: сначала оформление (в отрыве от говорения), затем выбор (часто тоже не ситуативный). Это, конечно, очень логично, но, увы, неэффективно. Форма и функция речевой единицы должны выступать в единстве.

Ученый приводит пример с грамматической моделью будущего времени. Ее грамматическое значение-выражение будущности действия. Речевые функции, которые можно выразить с ее помощью, следующие: обещание, удивление, сообщение, предположение, требование, уверенность и др. Е. И. Пассов предлагает следующую стратегию формирования грамматических навыков говорения, при которых процесс автоматизации должен пройти шесть последовательных стадий: восприятие, имитацию, подстановку, трансформацию, репродукцию, комбинирование.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©genew.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Рабочая программа
Методические указания
Теоретические основы
Практическая работа
Методические рекомендации
Пояснительная записка
Общая характеристика
Учебное пособие
Общие сведения
История развития
Федеральное государственное
Теоретическая часть
Практическое задание
Физическая культура
Теоретические аспекты
Направление подготовки
Дипломная работа
государственное бюджетное
Образовательная программа
Техническое задание
Техническое обслуживание
Общие положения
квалификационная работа
Выпускная квалификационная
учебная программа
Методическая разработка
Общие требования
Самостоятельная работа
Рабочая учебная
Общая часть
Технологическая карта
Решение задач
История возникновения
Краткая характеристика
История создания
Организация работы
Исследовательская работа
Внеклассное мероприятие
Метрология стандартизация
Основная часть
Информационная безопасность
Рабочая тетрадь
Государственное регулирование
Методическое пособие
Техническая эксплуатация
образовательная организация
государственное автономное
Название дисциплины