Контрольная работа по дисциплине «Организация, формы и методы научных исследований»



Скачать 282.34 Kb.
страница1/2
Дата22.10.2019
Размер282.34 Kb.
Название файлаконтрольная работа А.Т. Климовичу.docx
Учебное заведениеРоссийская Таможенная Академия
ТипКонтрольная работа
  1   2

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра гуманитарных дисциплин


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Организация, формы и методы научных исследований»

«ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ»
Выполнил: К.П. Елизарова, студент1-го курса заочной формы обучения юридического факультета, группы Юм03/1802
Проверил: А.Т. Климович, доктор исторических наук, профессор
Оценка:

__________________________________



Дата:

__________________________________


Люберцы


2019

СОДЕРЖАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ 2

Общенаучные методы научного исследования 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17

ПРИЛОЖЕНИЕ 19


ВВЕДЕНИЕ


Один из способов получения новых данных - научное исследование: процесс изучения конкретного объекта, явления или предмета с целью выявления закономерности их возникновения и развития, а также преобразования в интересах общества.

Общая задача каждого научного исследования - познание законов природы, поиск путей и средств их использования в практической деятельности. Все исследования ведутся на трех взаимосвязанных уровнях: экспериментальном, теоретическом и описательно-обобщающем.



Проблема метода научного исследования является фундаментальной, она непосредственно связана с основными теоретическими и прикладными аспектами науки. Подчеркивая важность метода, К. Маркс отмечал: "Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным". Создание эффективного метода исследования по своему значению не уступает разработке новой теории. Как справедливо отмечал К. А. Тимирязев, «изучающему приходится убеждаться в том, что изобретение или правильное последовательное применение нового приема исследования, нового инструмента играет иногда не менее важную роль в развитии знаний, чем даже новая идея, новая теория».

Таким образом, вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы работы.

Объектом исследования являются: общенаучные методы исследования.

Предметом исследования является: классификация общенаучных методов научного исследования.

Цель работы – изучить особенности общенаучных методов научного исследования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие «метод научного исследования»;

- описать суть и виды всеобщих методов научного исследования;

-охарактеризовать суть и типы общенаучных методов научного исследования.

В соответствии с поставленными целью и задачами работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и приложения.

Общенаучные методы научного исследования


Общенаучные методы исследования, так же, как и другие методы, классифицируется по степени общности и сфере действия. Они получили широкое развитие и применение в науке в XX в. Общенаучные методы выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным относятся такие понятия, как «информация», «модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «вероятность», «оптимальность».

На основе общенаучных понятий и концепций формируются соответствующие методы и принципы познания, которые обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами. К числу общенаучных методов относятся системный, структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и др.

Например, системный подход неразрывно связан с фундаментальными идеями диалектики и диалектического подхода, вместе с тем он имеет свою сущность и выступает как отдельный методологический подход. Главное, основное в системном подходе состоит в том, что исследование объекта должно проводиться для целостной совокупности его подсистем, элементов с выявлением многообразных связей и свойств между ними и внешней средой.

В качестве примера можно привести использование системного подхода при проведении К. Марксом известного научного исследования общества как целого, опубликованного в его "Капитале". Это одно из первых системных исследований сложной социально — экономической системы.

В XX в. в связи с развитием общественных отношений и техники, постановкой задач более высокого уровня существенно усложнились для разрешения проблемы в социально-экономических СУ (например, задачи оптимального планирования). Локальные исследования с течением времени уже не могли давать требуемых результатов при решении часто возникающих многообразных комплексных проблем, включающих социальные, технические, организационные, политические и другие аспекты. Поэтому со второй половины XX в. системный подход стал и является в настоящее время одним из приоритетных и ведущих среди всех других, а с конца 1960-х гг. прочно вошел в научную терминологию под этим наименованием. Ранее его иногда называли "системный анализ", "системно-структурный подход", "системный метод", "общая теория систем", но в последствии за этими терминами были закреплены более узкие специфические понятия.

Применительно к исследованию организации системный подход предусматривает:

- рассмотрение всей организации как некоторой целостности — системы, состоящей из относительно обособленных взаимодействующих и взаимосвязанных между собой элементов и подсистем с особыми специфическими свойствами;

- рассмотрение организации как открытой многоцелевой системы, имеющей определенные рамки управляющей и управляемой (производственной) подсистем, взаимодействующие между собой внутреннюю и внешнюю среды, внешние и внутренние цели, подцели каждой из подсистем, стратегии достижения целей и т.п. При этом изменение в одном из элементов любой системы вызывает изменения в других элементах и подсистемах, что основывается на диалектическом подходе к взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе;

- всестороннее изучение не только отдельных свойств взаимодействующих и взаимосвязанных между собой компонентов системы, ее внутренней и внешней среды, но и обладающих новыми качествами генерируемых при этом новых синергетических свойств;

- изучение всей совокупности параметров и показателей функционирования системы в динамике, что требует исследования внутриорганизационных процессов адаптации, саморегулирования, самоорганизации, прогнозирования и планирования, координации, принятия решений и т.п.

Соблюдение каждого из приведенных положений имеет большое значение для реализации системного подхода к исследованию. Однако еще в более значительной мере это зависит от образа мышления исследователей, определяющего способность или неспособность системно мыслить, целостно воспринимать внутреннюю и внешнюю среды и принимать соответствующие системному подходу решения (например, определять состав элементов, подсистем, подлежащих исследованию, выбирать наиболее рациональный метод исследования).

Использование данного подхода имеет существенные достоинства по сравнению с другими.

1. Возможности системного подхода значительно шире для познания объекта исследования, в том числе его синергетических свойств.

2. Допускает декомпозировать любой изучаемый объект с необходимой глубиной для достижения цели исследования, что обеспечивает выявление всего необходимого для изучения любого относительно неделимого элемента.

3. Позволяет создать более глубокую схему обоснования и выявления характера и достоверности связей и отношений в исследуемом объекте, что создает предпосылки для поиска новых механизмов эффективного функционирования объекта.

4. Обусловливает тесную связь с другими методологическими направлениями науки и допускает при необходимости возможность совместного интегративного применения других методологических подходов, что повышает результативность исследования.

Следует отметить, что в структуре общенаучной методологии чаще всего выделяют три уровня методов и приемов научного исследования:

-· Методы эмпирического исследования – наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение;

-· Методы теоретического исследования – моделирование, формализация, идеализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному и др.;

-·Общелогические методы научного исследования: анализ и синтез, индукция, дедукция и аналогия, абстрагирование, обобщение, идеализация, формализация, вероятностно-статистические методы, системный подход и др.

Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что благодаря своему «промежуточному характеру» они опосредуют взаимопереходы философского и частнонаучного, дисциплинарного, междисциплинарного знания и соответствующих методов научного исследования.

Общенаучные методы широко используются в науке и включают: выдвижение рабочих гипотез, эксперимент, наблюдения, анализ, синтез, индукцию, абстрагирование, конкретизацию, проведение аналогии, моделирование, формализацию, создание теории.

Хотелось бы подробно изучить понятия «модель» и «моделирование» в научном исследовании, дать им краткую характеристику, так как данные методы являются наиболее популярными и частоприменяемыми.

В литературе приводится широкое толкование «модели», например: «модель есть отображение: целевое; абстрактное или реальное, статическое или динамическое; ингерентное; конечное, упрощенное, приближенное; имеющее наряду с безусловно-истинным условно-истинное и ложное содержание; проявляющееся и развивающееся в процессе его создания и практического использования». Кратким эквивалентом такого широкого толкования является следующее: модель есть системное отображение оригинала.

Процесс построения и исследования (изучения) моделей называется моделированием. Модели позволяют сформировать упрощенное представление о системе и получить результаты намного быстрее, чем при изучении реального объекта. Более того, гипотетические модели объекта могут быть исследованы и изучены еще до его создания.

Главная особенность моделирования заключается в том, что это метод опосредованного познания свойств и поведения системы с помощью объектов-заменителей. Модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и реальным объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект.

Процесс опосредованного (с использованием модели) изучения свойств и поведения реального объекта представляется следующим образом. Допустим, что необходимо исследовать некоторый реальный объект – систему. Для этого строится другой объект – модель системы. Это первый этап процесса моделирования – этап построения модели. Он предполагает наличие некоторых знаний о реальном объекте. Познавательные возможности модели обуславливаются тем, что модель системы отображает (воспроизводит, имитирует) определенные существенные черты реальной системы. Пока вопрос о необходимой и достаточной мере сходства оригинала и модели (адекватности модели) не будем рассматривать. Здесь необходимо отметить, что уровень представления модели системы соответствует уровню наших знаний о реальной системе и возможности выделить релевантные, т.е. наиболее значимые, с точки зрения исследуемой проблемы, элементы реального объекта. Из этого следует, что для одного реального объекта может быть построено несколько моделей, концентрирующих внимание на определенных аспектах исследуемого объекта или целях исследования.

На втором этапе моделирования модель системы выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, в процессе которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее «поведении». Конечным результатом этого этапа является множество знаний о модели (совокупность свойств и поведение модели).

На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на объект и получение дополнительных знаний о реальной системе. Одновременно мы переходим с «языка» модели на «язык» оригинала. Этот процесс проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств реального объекта, которые не нашли отражения или не были учтены при построении модели. Переносить какой- либо результат с модели на оригинал с достаточным основанием можно, если имеются обоснованные признаки сходства оригинала и модели.

Четвертый этап – практическая проверка полученных результатов и знаний о реальной системе с помощью моделей и их использование для создания, развития, модернизации системы и/или внешней среды (условий применения системы). В итоге мы снова возвращаемся к проблемам реальной системы, реального объекта. При дальнейшем познании реального объекта и изучении его проблематики требуется соответствующая корректировка модели или построение новой модели. Процесс дальнейшего познания новой или скорректированной модели продолжается аналогично описанной выше схеме.

Таким образом, моделирование является циклическим процессом. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т.д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленные малыми знаниями об объекте и ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах.

Содержание метода моделирования составляют способы конструирования моделей, экспериментального и/или теоретического исследования (изучения) и применения модели.

При моделировании важно учитывать взаимосвязь и роль всех «участников» этого процесса. Такими участниками являются:

- субъект – исследователь, инициатор (заказчик) моделирования и/или пользователь его результатов;

- объект (оригинал) – реальный или гипотетический объект исследования;

- модель – отображение объекта, посредством которого осуществляется взаимосвязь исследователя и объекта;

- среда, в которой находятся и с которой взаимодействуют все «участники» моделирования.

Основными факторами, определяющими роль и степень «участия» в моделировании, являются:

- для объекта: проблема, цели и задачи, условия и предполагаемые варианты решения, ограничения;

- для субъекта: уровень знаний об объекте и предмете исследования, степень владения методами и средствами моделирования, ресурсы моделирования (временные, финансовые, кадровые, технические и др.);

- для модели: цели и задачи моделирования, факторы, параметры, критерии, ограничения;

- для среды: теоретико-методологическая и информационная база, математические методы и средства моделирования.

Классификация позволяет систематизировать модели, облегчает их изучение, упорядочивает терминологию и может приводить к важным научным обобщениям. В основу классификации, как правило, закладываются наиболее существенные признаки моделей. Важными признаками моделей, которые могут быть положены в основу их классификации и которые определяют методологию построения моделей и методы поиска решений на моделях, являются:

- форма представления модели;

- свойства объекта, выраженные характером факторов, параметров и характеристик объекта;

- характер цели исследования объекта

Моделирование - метод, который состоит в замене трудно изучаемого предмета или явления на специально созданной аналог, на удобную модель, которая потом исследуется.

Моделирование – один из наиболее распространенных способов исследования свойств и поведения объектов, процессов и явлений путем применения вспомогательной системы – модели, которая находится в определенном объективном соответствии с исследуемым объектом.

Под объектом исследования будем понимать сложную систему как множество составляющих единство элементов, их связей и взаимодействий между собой и внешней средой, образующих присущую данной системе целостность, качественную определенность и целенаправленность. В этой связи дальше термины «модель объекта», «модель системы», «модель процесса» следует воспринимать как эквивалентные.

Что же такое модель в общем смысле и, в частности, модель в системных исследованиях? Модель осознается нами в практической деятельности как нечто универсальное и реализуемое различными способами (предметно, в виде описаний, интуитивно). Известно много определений модели. Само определение объекта – это модель, знания – это тоже модель, цель также является моделью желаемого состояния, алгоритм функционирования системы представляет собой модель системы в динамике и т.д.

Таким образом, модели – это специальные (вспомогательные) системы, отображающие исследуемые объекты в определенном целевом соответствии.

Все модели можно разбить на два больших класса: предметные (материальные) и информационные (идеальные). Предметные модели воспроизводят физические, геометрические, функциональные свойства объектов в материальной форме (глобус, макет здания, игрушечный автомобиль и др.). Предметные модели в свою очередь   делятся на  физические и  аналоговые модели. Информационные модели представляют объекты или процессы в образной или знаковой форме. Рисунки, фотографии, учебные плакаты – это  образные информационные модели. Идеальные модели подразделяются  на интуитивные и научные.

Физическим называется моделирование, при котором реальный объект замещается его увеличенной или уменьшенной копией, физически однородной  с оригиналом. Результаты исследования модели переносятся на оригинал на основе теории подобия.

Например, в  самолетостроении к физическим моделям можно отнести модели летательных аппаратов, в архитектуре – макеты зданий, в астрономии – планетарий.

Аналоговое моделирование основано на  аналогии процессов и явлений, имеющих различную физическую природу, но описываемых формально одними и теми же уравнениями.

Например, изучение механических колебаний можно проводить с помощью электрической схемы, описываемой теми  же дифференциальными уравнениями.

Интуитивное моделирование основано на интуитивном представлении об объекте исследования, не поддающимся формализации либо не нуждающемся в ней.

Например, жизненный опыт является моделью окружающего мира.

Научное моделирование – это всегда логически обоснованное моделирование, использующее формальные методы исследования. Главное отличие научного моделирования от интуитивного заключается в знании «внутренних» механизмов, которые используются при научном моделировании.

Знаковым называется моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, формулы.

Примерами знаковых моделей являются математические выражения и уравнения, химические формулы, музыкальные фразы.

Важнейшим видом знакового моделирования является математическое моделирование.

Математическое моделирование - это приближенное описание какого-либо класса явлений, выраженное с помощью математической символики.

Модели могут быть классифицированы по форме представления:

- на графические, представляющие собой графическую имитацию планируемого объекта или процесса;

- числовые, записанные в виде формул;

- логические, записанные в виде логических выражений (блок-схем);

- табличные, записанные в виде таблиц (бухгалтерский баланс);

С точки зрения отражения временных интервалов, можно выделить динамические модели, отражающие свойства объекта изменять свои параметры во времени, и статические модели, не отражающие вышеуказанных свойств. Динамические и статические модели различают по фактору времени, а не по области использования.  Динамические модели описывают процессы изменения и развития системы. Примеры: описание движения тел, развития организмов, процесса химических реакций. Для одной и той же области использования могут создаваться как статические,  так и динамические модели.

Часто применяются модели, основанные на использовании теории вероятности и математической статистики (стохастические модели). Эти модели используют анализ корреляций и регрессий, дисперсионный анализ, теорию массового обслуживания, теорию игр, статистических решений, информации, надежности, запасов.

Также широко используются  модели математического программирования. Данные модели позволяют выбрать совокупность чисел, которые являются переменными в уравнениях и обеспечивают экстремум некоторой функции при некоторых ограничениях.

Имитационные модели помогают специалистам лучше понять взаимосвязи факторов, действующих в системе. Имитация представляет собой воспроизведение реальной действительности. Под имитацией понимают создание модели реальной ситуации и манипулирование этой моделью в целях обоснования решения. Имитационные модели позволяют достаточно просто учитывать такие факторы, как наличие дискретных и непрерывных элементов, нелинейные характеристики элементов системы, многочисленные случайные воздействия и другие, которые часто создают трудности при аналитических исследованиях.

Математические модели и методы исследования в региональной экономике, как и в большинстве других наук, являются определяющими в построении теорий и практическом использовании основных ее положений. «Наука, стремясь к ясности, – пишет американский географ В. Бунге, – в конце концов оказывается вынужденной облачаться в математическую форму... ибо эта форма гарантирует определенность и непротиворечивость».

Моделирование – это процесс построения, изучения и применения моделей.

Под математической моделью понимается мысленно (с помощью символов) представленный объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале.

По целевому назначению математические модели подразделяют на теоретико-аналитические, используемые в исследованиях естественных процессов территориальной организации хозяйства (в первую очередь для выявления закономерностей), и прикладные, применяемые в решении конкретных практических задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций. 

В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы:

1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания;

2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках;

3) частные – для родственных наук;

4) специальные – для конкретной науки, области научного познания.

Среди всеобщих (философских) методов наиболее известными являются диалектический и метафизический.

В структуре общенаучной методологии чаще всего выделяют три уровня методов и приемов научного исследования:

-· Методы эмпирического исследования – наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение;

-· Методы теоретического исследования – моделирование, формализация, идеализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному и др.;

-·Общелогические методы научного исследования: анализ и синтез, индукция, дедукция и аналогия, абстрагирование, обобщение, идеализация, формализация, вероятностно-статистические методы, системный подход и др.

Общенаучные методы широко используются в науке и включают: выдвижение рабочих гипотез, эксперимент, наблюдения, анализ, синтез, индукцию, абстрагирование, конкретизацию, проведение аналогии, моделирование, формализацию, создание теории.

Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что благодаря своему «промежуточному характеру» они опосредуют взаимопереходы философского и частнонаучного, дисциплинарного, междисциплинарного знания и соответствующих методов научного исследования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©genew.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Рабочая программа
Методические указания
Практическая работа
Теоретические основы
Методические рекомендации
Пояснительная записка
Общая характеристика
Учебное пособие
Общие сведения
История развития
Практическое задание
Федеральное государственное
Теоретическая часть
Физическая культура
Теоретические аспекты
Направление подготовки
Дипломная работа
Техническое задание
Образовательная программа
государственное бюджетное
Техническое обслуживание
Методическая разработка
Общие положения
квалификационная работа
Самостоятельная работа
Выпускная квалификационная
учебная программа
Общие требования
Общая часть
Технологическая карта
Краткая характеристика
Рабочая учебная
История возникновения
Решение задач
Исследовательская работа
Организация работы
История создания
Методическое пособие
Основная часть
Метрология стандартизация
Внеклассное мероприятие
Название дисциплины
государственное автономное
Государственное регулирование
Техническая эксплуатация
Технологическая часть
Рабочая тетрадь
Информационная безопасность