Формирование концептуальных основ социальной политики



Скачать 168.96 Kb.
Дата21.10.2019
Размер168.96 Kb.
Название файла-
Учебное заведениеЭкономический Институт

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Эволюция взглядов на социальную политику в трудах зарубежных исследователей: основные подходы и этапы

Этапы формирования теоретических основ социальной политики.

Социальная политика как особый социально-экономический институт, одно из направлений деятельности государства, — по историческим меркам явление относительно новое. Сам термин «социальная политика» приобрел современную трактовку лишь в середине XX в. Вместе с тем теоретические (концептуальные) основы социальной политики формировались на протяжении многих веков: от Античности до наших дней.

В процессе осмысления роли государства и его функций, роли различных общественных институтов в решении социальных проблем, вопросов социального неравенства и социальной справедливости, взаимоотношений между классами, осознания необходимости достижения большей социальной справедливости в обществе, поиска моделей справедливого его устройства, моделей взаимодействия государства и общества, общества и бизнеса формировались подходы к трактовке социальной политики, ее принципов, целей, направлений, нашедшие отражение в различных теориях и концепциях. Параллельно складывалась практика социальной деятельности, социальной помощи и социальной защиты населения, осуществляемая государством и различными общественными институтами (церковью, местными сообществами, благотворительными организациями), частными лицами.

Теория социальной политики прошла длительный путь своего развития, периоды эволюции, преодоления кризисов. Ее становление неразрывно связано с именами многих великих мыслителей, представляющих различные научные направления и школы: философию, экономику, право, социологию. Исследование эволюции какой-либо теории или концепции традиционно предполагает выделение этапов ее становления и развития. Не является исключением и теория социальной политики. В современной научной и учебной литературе представлены различные подходы к выделению этапов эволюции взглядов на социальную политику. Примером такого рода этаиизации может служить подход, предложенный Т. Ю. Сидориной в книге «История и теория социальной политики»[1].

В основу предлагаемого подхода положен самый простой и формальный принцип — хронологический. В соответствии с ним можно выделить следующие этапы формирования теоретических основ социальной политики.

1. Подготовительный (от Античности до середины XIX в.) — этап формирования разрозненных представлений по вопросам, традиционно ассоциируемым с проблематикой социальной политики.

2. Начальный (вторая половина XIX в. — первая половина XX в.) — начало системных исследований феномена социальной деятельности государства; на этом этапе закладывались теоретические основы социальной политики.

3. Современный (вторая половина XX в. — настоящее время) — институциональный этап формирования актуальных подходов к трактовке социальной политики как одного из важнейших социально-экономических институтов и направлений деятельности современного государства.

Кратко охарактеризуем эти этапы.

Подготовительный этап. Первые попытки осмысления вопросов, которые ассоциируют с проблематикой социальной политики (социальная справедливость, цели и функции государства, социальная структура общества), можно обнаружить в трудах античных философов (Платона и Аристотеля). Позднее — в Средние века — в трудах Ф. Аквинского; в эпоху Возрождения — в трактатах Н. Макиавелли; в XV—XVI вв., в рамках формирующегося гуманистического мировоззрения, в знаменитых социальных утопиях Т. Мора и Т. Кампанеллы; в эпоху Просвещения (XVII—XVIII вв.) — в воззрениях великих философов Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо и других.

Известно, что понятие «социальная политика» впервые было использовано одним из столпов французского утопического социализма Ш. Фурье. Он обратил внимание на то, что государство в своей деятельности обязано предоставлять своим гражданам некоторые социальные гарантии. Реализация соответствующих обязательств потребовала от государства определенных расходов, что, в свою очередь, вызвало необходимость монополизации торговли, эмиссии денег и сбора налогов. Подобную государственную монополию он называл мудрой, или социальной, политикой[2].

Таким образом, истоки теории социальной политики следует искать в социально-философских ученияхсоциальных утопиях и социальной статистике, которая, хотя и ограничивалась простейшей фиксацией наблюдаемых явлений, упрощенными переписями населения, начальными сведениями о социальной гигиене, позволяла осуществлять несистемные (разрозненные) меры в форме взаимопомощи, попечения и призрения отдельных групп беднейшего и обездоленного населения.

Начальный этап. Возникнув в рамках социально-философских учений, теория социальной политики постепенно становилась самостоятельным направлением научных исследований. В XIX—XX вв. теоретические основы социальной политики формировались в значительной степени под влиянием экономических и социологических теорий. Экономическая наука, социология и немецкая классическая философия оказали огромное влияние на становление социальной политики. В работах известных экономистов и социологов (А. Смита, И. Бентама, К. Маркса, Л. фон Мизеса, Дж. М. Кейнса, В. Ойкена, В. Зомбарта, К. Ноланьи, П. Сорокина, П. Штомпки и других) находят развитие взгляды на социальную политику.

Для понимания специфики подходов к ее трактовке, характерных для второй половины XIX в., необходимо учесть особенности этого периода — периода развития капитализма и свойственных этому строю социально-классовых и трудовых отношений.

Феномен социальной политики в европейских странах возникает не единовременно. Общество, государство должны быть готовы к восприятию ее идей. Первым государством, которое обратило внимание на социальную сферу жизнедеятельности общества, условия жизни рабочих и их семей, стала Германия. Именно она первой опробовала на практике контролируемую и управляемую государством систему социального обеспечения. Указы канцлера Германии О. Бисмарка о государственной помощи семьям немецких рабочих, увидевшие свет в 1883 г., положили начало формированию системы социальной защиты работников. Эти указы имели огромное историческое значение, поскольку означали появление особого направления в деятельности государства — социальной политики.

Не случайно именно в Германии начинают формироваться теоретические основы социальной политики. В конце XIX — начале XX в. в работах немецких социологов В. Зомбарта и М. Вебера, экономистов В. Борткевича и А. Вагнера, юриста И. Петрова и других поднимается проблема идеала социальной политики, рассматриваются ее характерные черты и основы научного управления. В этот период формируются представления о социальной политике как об объекте научного исследования, отрасли прикладной экономики.

Так, ВЗомбарт (1863—1941) к социальной политике относит меры экономической политики, направленные на укрепление или, напротив, на ослабление экономической системы[3]. Наряду с социальной он выделяет «персональную политику», которая определяется им как мероприятия государства, направленные на благо отдельных лиц независимо от их принадлежности к определенным социальным классам[4].

Другой немецкий автор, В. Борткевич (1868—1931), рассматривал социальную политику как отношение государства к социальным противоречиям, которое находит отражение в законодательстве и управлении[5].

А. Вагнер (1835—1917) под социальной политикой понимал политику государства, которая посредством законодательства стремится бороться с «неустройствами» в области процесса распределения[6]. А М. Вебер (1864—1920) полагал подчинить социальную политику национальному идеалу и интересу (национальному могуществу страны), относя ее к экономической политике, а последнюю — к политической науке.

Таким образом, в конце XIX — начале XX в. социальная политика в представлениях исследователей не выходит за рамки экономической политики и определяется как воздействие государства на экономическую систему в целом, социальные противоречия, процесс распределения для достижения некоторого идеала посредством в первую очередь мер законодательного характера и государственного управления.

Дальнейшие исследования социальной политики привели к расширению представлений о предметном поле социальной политики государства. Так, в одной из значительных работ по данной тематике «Социальная политика. Введение в теорию и практику» (1933), автором которой является немецкий экономист В. Веддиген (1895-1978), раскрывается содержание социальной политики как хозяйственно-научной дисциплины: «Социальная политика проявляет себя и как практическая, и как хозяйственно-научная дисциплина, объясняющая и описывающая средства и пути, которые ведут к цели социально-политическую деятельность государства»[7].

По мнению этого автора, понятие «социальная политика» в широком смысле включает в себя мероприятия, которые действительно направлены на общественные цели. В свою очередь, достижение последних связано с отношениями социальных групп друг к другу, их положением в обществе. В связи с этим социальный вопрос, возникающий из различного положения социальных групп в обществе, следует рассматривать в качестве предмета социальной политики. В соответствии с рассматриваемым подходом одной из задач социальной политики становится изменение существующей социально-экономической дифференциации общества, которая может отрицательно влиять на общественные цели, искажая их. Нежелательная дифференциация, усиленное противостояние социальных групп, центробежный характер отношений социальных групп и социальных классов в обществе — все это является предметом внимания социальной политики, которая стремится уничтожить нежелательную дифференциацию общества и изменить направление взаимодействия его социальных сил от центробежного к центростремительному[8].

Таким образом, можно утверждать, что немецкие авторы внесли значительный вклад в становление и развитие теоретических основ социальной политики. Вместе с тем было бы неверно полагать, что это происходило только в Германии. Заметный вклад внесли ученые, политические деятели других стран: в России — П. Б. Струве (работы, посвященные теоретическим основам социальной политики, 1910); в Англии — В. Беверидж

(работы, предметом которых явилось состояние системы социального страхования, 1946) и другие.

Вместе с тем следует отметить, что события, развернувшиеся в мире начиная с 1920-х гг. до середины 1940-х гг. (Первая мировая война, Гражданская война в России, Великая экономическая депрессия в США, Вторая мировая война), сместили акценты в исследованиях в сторону обсуждения роли государства в регулировании экономических и социальных процессов (макроэкономическое регулирование), обоснования необходимости проведения им более активной экономической политики, направленной на преодоление кризисных явлений, минимизацию негативных последствий функционирования рыночного механизма хозяйствования, обеспечение экономического роста и повышения уровня занятости населения.

Институциональный этап. Знакомство с публикациями зарубежных авторов в области социальной политики, в первую очередь западноевропейских, позволяет сделать вывод об отсутствии общепринятого, целостного подхода к трактовке ее содержания и соответствующего понятия. В связи с этим можно выделить несколько школ (направлений) исследований социальной политики, сформировавшихся к 1970—1980 гг. Среди них следует назвать:

• школу социально-экономических аналитиков;

• неомарксистских политико-экономических теоретиков государства и дюркгеймнианцев;

• политико-институционалистов;

• различий по партийной принадлежности.

Указанные направления выделяют, исходя прежде всего из различий в оценке значимости факторов, влияющих на динамику социальных расходов государства[9]. Так, социально-экономические аналитики в качестве наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на динамику социальных расходов, рассматривают экономические, социальные и демографические факторы, а в качестве менее значимых — политические.

Для объяснения международных и исторически сложившихся различий в динамике и структуре социальных расходов они широко используют модели, применение которых позволило им обосновать ряд положений:

1) о наличии прямой зависимости между уровнем расходов на социальные нужды и уровнем промышленного и экономического развития страны, а также долей наемных работников в общей численности ее населения;

2) о существенном влиянии на объем и динамику социальных расходов демографической ситуации в стране, возрастной структуры населения, уровня безработицы. Кроме того, была выявлена интересная закономерность: чем более аграрной является страна, тем меньше доля социальных расходов в структуре государственных расходов. Общий вывод, к которому приходят сторонники рассматриваемого направления, заключается в утверждении, что на объем социальных расходов, его динамику в большей степени оказывают влияние факторы технического и экономического характера, а не политические и идеологические представления, господствующие в обществе[10].

Сторонники политике-институционального направления на основе использования политико-социологического анализа факторов, влияющих на динамику социальных расходов и социальную политику государства в целом, раскрывают национальные особенности политики социального обеспечения, проявляющиеся в первую очередь в различных подходах к обоснованию наиболее значимых факторов (детерминант социальной политики), которые выявляются в результате сравнительных эмпирических исследований. По мнению сторонников этой школы, именно политические, а не социально экономические факторы оказывают определяющее влияние на формирование социальной политики.

Ряд исследователей (школа различий по партийной принадлежности) основными причинами существенных различий в подходах к определению объема и динамики социальных расходов называют специфику партийной системы, а также роль тех или иных политических сил, их влияние на формирование политики государства, в том числе и в социальной сфере. Так, исследования показали, что социальные расходы государства выше и растут быстрее в тех странах, где правые партии не входят в состав правительства и не оказывают заметного влияния на политические процессы. Чем сильнее влияние правых сил, тем ниже уровень социальных расходов в структуре расходов государства и тем менее активную роль оно играет в регулировании социальных процессов. И напротив, чем больше влияние левых, социал-демократических партий, тем более активна роль государства в реализации социальной политики. Примером, подтверждающим этот вывод, могут служить скандинавские страны.

В рамках неомарксистской школы внимание исследователей концентрируется в основном на поиске путей и способов преодоления проблем и противоречий социального характера, присущих всем капиталистическим странам. Социальная политика рассматривается как своего рода ответная реакция со стороны государства на негативные последствия функционирования рыночного механизма хозяйствования — «провалы», или «фиаско», рынка, возможность посредством мер государственного регулирования социальных процессов и социальной политики смягчить социальные противоречия.

В рамках дюркгеймнианского[11] подхода значительное внимание уделяется анализу особенностей социальной политики в экономически развитых странах мира, предпринимается попытка выявления и анализа долгосрочных тенденций в сфере социальной политики.

Рассмотренные подходы позволили получить ответы лишь на часть вопросов, стоящих перед исследователями, в частности, на вопросы о факторах, определяющих роль государства в регулировании социальных процессов и социальной сферы, национальных особенностях в подходах к формированию и реализации социальной политики.

Важно запомнить

Существенное влияние на формирование современных подходов к трактовке социальных функций государства и его роли в формировании и реализации социальной политики оказали теории социального государства и государства всеобщего благосостояния, а также практическая реализации принципов социального государства в ряде европейских стран, таких как Германия, Швеция, Норвегия и др.

Системные исследования социальной политики начали осуществляться лишь в середине XX в., в связи с развитием теории и практики социального государства, попыткой реализовать модель экономического развития, способную обеспечить высокую экономическую эффективность и социальную справедливость.

Широкое использование понятия «социальная политика» многие исследователи также связывают с формированием в ряде европейских стран модели социального государства и называют этот феномен одним из центральных в теории социальной политики[12]. Считается, что понятие «социальное государство» впервые употребил немецкий философ, экономист Лоренц фон Штейн еще в 1850 г. По его мнению, социальное государство обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве. Огромный вклад в формирование и реализацию идей и принципов социального государства внесли немецкие ученые и политики ВОйкен[13] [14]X. Ламперт ЛЭрхард[15] и другие.

Важно запомнить

В процессе развития теории социального государства сложилось несколько подходов к пониманию его отличительных особенностей и функций. Несмотря на это, наиболее широко представлена трактовка социального государства как исторически определенного типа государства, реализованного западными демократиями в индустриальную эпоху в целях поддержания классового мира, социальной солидарности и взаимной ответственности государства, бизнеса и гражданского общества за благополучие, достоинство, процветание граждан и развитие социальной сферы[16].

Важнейшими отличительными чертами социального государства являются:

• признание его активной роли в решении социальных проблем;

• проведение активной социальной политики, направленной на повышение уровня благосостояния всех членов общества;

• достижение большей социальной справедливости.

Дискуссионные проблемы. Предметом дискуссии продолжает оставаться вопрос о сфере социальной ответственности государства и его социальных функциях. Так, ряд исследователей к основным функциям социального государства относит действия государства, направленные на компенсацию доходов, утраченных в результате безработицы и временной нетрудоспособности. Другие исследователи в перечень функций социального государства включают функции по поддержке образования, но функцию по формированию благоприятных и безопасных условий труда относят к сфере ответственности компаний, а не государства.

Более широкий подход к трактовке сферы ответственности государства, содержания его социальной политики и соответствующих функций был предложен X. Лампертом в работе «Социальная рыночная экономика. Германский путь.

По мнению Ламперта, социальная политика является инструментом регулирования социального положения индивидов и социальных групп, реализации конституциональных социальных норм, определяющих социальные права и обязанности граждан. Социальная политика напрямую соотносится с социальным порядком, под которым Ламперт понимает устройство общества, фактическое состояние которого определяется социальными институтами и нормами. В качестве субъектов социальной политики он рассматривает институты национального и наднационального характера: международные институты, государство, компании, что позволяет говорить о формировании многосубъектного подхода к социальной политике. Ламперт подчеркивает, что серьезное влияние на социально- политическую деятельность государства оказывают рабочее движение, отношения между трудом и капиталом.

Отличительной особенностью трактовки, предложенной Лампертом, является его представление о социальной политике, с одной стороны, как о науке, предметом которой является социально-политическая деятельность государства и других субъектов социальной политики, с другой стороны, как о практике современного государства, содержанием которой является защита обш,ества, его различных групп от социальных рисков. Последнее предполагает формирование системы социальной защиты населения, которая, по мнению исследователя, должна включать систему социального страхования от социальных рисков, систему мер социального обеспечения, институт социального партнерства. Объектом социальной защиты должны стать в первую очередь наименее защищенные слои населения (пенсионеры, безработные, инвалиды, больные и пострадавшие от несчастных случаев, многодетные и неполные семьи, дети, оставшиеся без попечения родителей).

Таким образом, в качестве первоочередных задач социальной политики, по мнению Ламперта, следует рассматривать реализацию мер, направленных на минимизацию социальных рисков (утрату доходов вследствие болезни, инвалидности, потери работы и т.д.); социальное обеспечение?, а также регулирование трудовых отношений и рынка труда.

Теоретические положения и выводы, сформулированные Лампертом и другими исследователями, легли в основу социальной политики, реализуемой правительствами многих государств, в первую очередь в странах с социальной моделью рыночной экономики. Подчеркивая роль феномена социального государства в развитии теории социальной политики, нельзя не отметить, что ситуация, сложившаяся в последнее время во многих странах Европы, свидетельствует об уязвимости европейской модели социальнои экономики и кризисе социального государства, заставляет задуматься о состоятельности сложившейся модели социальной политики и необходимости формирования более эффективной ее модели.

[1] Сидорина Т. /О. История и теория социальной политики : учеб, пособие. М.: ИЦ РГГУ,2012.

[2] Фурье Ш. Новый промышленный и общественный мир, или Изобретение метода привлекательной и естественной индустрии, организованной по сериям, построенным на страстях / под общ. ред. А. Дворцова. М.: Гос. социально-эконом. изд-во, 1939. С. 46.

[3] Струве П. Б. Понятие и проблема социальной политики // Известия С-Петерб. политех. ин-та. 1910. Т. XIV. С. 151.

[4] Там же.

[5] Там же. С. 154.

[6] Струве П. Б. Понятие и проблема социальной политики // Известия С.-Петерб. политехи. ин-та. 1910. Т. XIV. С. 150.

[7] Weddigen W. Sozialpolitik. Einc Einfuhrung in ihrc Theorie und Praxis. Jena : GustavFisher, 1933. S. 119-137.

[8] Ibid.

[9] Об анализе различий в исследовательских подходах к социальной политике подробнеесм.: Политическая наука: новые направления ; пер. с англ. М. М. Гурвица, А. Л. Демчука,Т. В. Якушевой / иауч. ред. Е. Б. Шестопал. М. : Вече, 1999. С. 197—204; Стребков Л. И.Социальная политика: теория и практика. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. С. 57—66.

[10] Политическая наука: новые направления ; пер. с англ. М. М. Гурвица, А. Л. Демчука,Т. В. Якушевой / науч. ред. Е. Б. Шестопал. М.: Вече, 1999. С. 197—204, 574; Стребков А. И.Социальная политика: теория и практика. СГ16.: Изд-во СП6ГУ, 2000. С. 59—60.

[11] Термин «дюркгеймнианский подход» относится к последователям французской социологической школы, основателем которой считается выдающийся французский социологЭ. Дюркгейм.

[12] Григорьева И. А. Социальная политика: основные понятия // Жури, исслед. соц. политики. 2003. N9 1. С. 40.

[13] Ойкен В. Основные принципы экономической политики ; пер. с нем. / под общ. ред.Л. И. Цедилина, К. Херрман-Пиллата. М.: Прогресс, 1995; Ойкен В. Основы национальнойэкономии : пер. с нем. / под общ. ред. В. С. Автономова, В. П. Гутника, К. Херрман-Пиллата.М.: Прогресс, 1996.

[14] Ламперт X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М. : Дело, 1994.С. 137-182.

[15] Эрхард Л. Благосостояние для всех : пер. с нем. М.: Начала-Пресс, 1991.



[16] Федотова В. Г. Социальное государство и рынок // Свободная мысль. XX в. 2002. № 7.С. 78-94.

[17] Ламперт X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М.: Дело ЛТД, 1994.С. 137-182

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©genew.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Рабочая программа
Методические указания
Практическая работа
Теоретические основы
Методические рекомендации
Пояснительная записка
Общая характеристика
Учебное пособие
Общие сведения
История развития
Практическое задание
Федеральное государственное
Теоретическая часть
Физическая культура
Теоретические аспекты
Направление подготовки
Дипломная работа
Техническое задание
Образовательная программа
государственное бюджетное
Техническое обслуживание
Методическая разработка
Общие положения
квалификационная работа
Самостоятельная работа
Выпускная квалификационная
учебная программа
Общие требования
Общая часть
Технологическая карта
Краткая характеристика
Рабочая учебная
История возникновения
Решение задач
Исследовательская работа
Организация работы
История создания
Методическое пособие
Основная часть
Метрология стандартизация
Внеклассное мероприятие
Название дисциплины
государственное автономное
Государственное регулирование
Техническая эксплуатация
Технологическая часть
Рабочая тетрадь
Информационная безопасность