Философия и медицина. Религия и медицина



Скачать 81.24 Kb.
страница1/3
Дата16.07.2019
Размер81.24 Kb.
Название файладоклад по философии на тему Медицина и философия, религия и медицина.docx
Учебное заведениеАлтайский государственный медицинский университет
ТипДоклад
  1   2   3

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

Высшего профессионального образования
Алтайский государственный медицинский университет
Кафедра «Гуманитарных наук»
Доклад на тему

«Философия и медицина. Религия и медицина.»

Докладчик:

Студент группы №208

Менафов Н.М

В современном мире медицина представляет собой систему научных знаний, развитие которых, на первый взгляд, исключает приемы философского познания, главная суть которого выражается в восприятии бытия с помощью мировоззренческих предпосылок каждой отдельно взятой личностью. Философское познание предполагает отсутствие каких-либо универсально объективных знаний и направлено на установление связи человека с окружающим миром. Несмотря на сказанное выше, философия и медицина тесно взаимосвязаны, что объясняется их непосредственным интересом к пониманию природы человека. Данная связь сформировалась еще в эпоху становления этих областей знания.

Так в области медицины мы наблюдаем, с одной стороны, появление «стихийной» биоэтики, которая находит свое выражение не только в научных трудах великих русский врачей, но и становится основой их собственной лечебной практики. Представителями этого направления считаются М.Я. Мудров, Ф.П. Гааз, Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, В.А. Манассеин.

Во-вторых, непосредственное философское осмысление самого содержания врачебной деятельности, характерное для представителей российской медицинской школы, начиная со второй половины XIX в. ( И.М. Сеченов, И.И. Мечников, И.П. Павлов).

Развитие знаний о природе человеческого тела позволило говорить о невозможности отделять психические процессы от нервных процессов с ними связанных. Такой подход определил материалистическую направленность в развитии медицины и позволил преодолеть традиционный идеализм в понимании и объяснении психических процессов, связать их с материальными первопричинами. Это открыло новые возможности врачебной деятельности. Так И.И. Мечников был убежден, что «человек с помощью науки в состоянии поправить несовершенства собственной природы». Основное понятие в мировоззрении Мечникова – понятие «ортобиоз», т.е., научная регуляция жизни.

Философское осмысление, казалось бы, непосредственно медицинских проблем мы обнаруживаем и в работах И.П. Павлова, посвященных исследованиям деятельности человеческого мозга, и в трудах И.В. Давыдовского, считавшего необходимость философского подхода одной из ключевых проблем совокупной патологии. Необходимый характер взаимодействия философии и медицины подтверждается тем, что, например, в Киеве с 1965 . печатается академический сборник «Философские проблемы медицины и биологии».

Сегодня представляется очевидным, что естественнонаучных оснований для решения всех проблем медицины мало. Во-первых, необходимо понимать медицину не только как область естествознания, т.к. природе человека присущ двойственный биосоциальный характер, а во-вторых, этическая оценка происходящего в медицине касается как ее практического функционирования, так и содержания медицины как направления научной деятельности.

Объектом исследования медицины считается человек. Но человека невозможно рассматривать лишь как биологический вид. Особенность человеческой природы – взаимодействие телесного (материального) и духовного (идеального) уровней. Медицина, которая сосредоточенна в основном на «телесности» человека, т.е. его организме и отдельных составляющих организма - практически до органических молекул, тем не менее, не имеет возможности не затрагивать и его «духовности». Обращение медицины к «духовному» находит непосредственное отражение в таких ее областях как психиатрия и психотерапия. Сама природа человека определяет зависимость, в результате которой фактически любое действие на организм вызывает ту или другую форму психической реакции (и напротив – психическое предопределяет соматическое). Таким образом, возникает необходимость системного и целостного понимания человека как объекта медицины. Но это не значит, что предмет медицины - «человек вообще». Таковым его исследует именно философия. Для медицины же характерно понимание человека через соотношение таких понятий, как «болезнь» и «здоровье». Подобный подход определяет диалектическое понимание физической природы человека

Область медицины, изучающая виды заболеваний человека, называется патологией. Патология представлена двумя направлениями: приватная патология, которая занимается отдельными заболеваниями, и общая патология - это раздел теоретической медицины, который изучает общие, т.е. присущие всем заболеваниям, закономерности их возникновения, развития и исходов.

В современных пособиях по «Общей патологии человека» рассматривается возможность через взаимодействие философии и медицины разработать более полное учения о природе заболеваний, включая вопросы причинности, этиологии и патогенеза, методологии диагностики и др.

В подтверждение выше сказанного можно привести слова В.В. Пашутина, написанные в конце XIX в.: «Обобщающие полеты ума в сфере патологических явлений совершенно необходимы, потому что запас детализированных прецедентов в наше время чрезвычайно великоват и получает черту характера, за недостатком обобщения, тяготеющего разума балласта, с которым чуть справляется наша память. Понятное дело, что при философском отношении к данному фактическому материалу просто находится всякая однобокость наших знаний и неизбежно всплывает ряд вопросов, часто попадающих в самую суть дела» [3, с 115].

Трудность подобных «синтетических» исследований определяется, с одной стороны, необходимостью профессионального понимания и знания врачебной деятельности, а с другой, требованием фундаментальной философской подготовки. В ситуации современного специализированного знания трудно совместить два этих условия в одном лице, которое к такому же обязано иметь предрасположенность к синтетическому мышлению.

Философское осмысление медико - биологических задач возможно лишь в том случае, если сами врачи возьмутся за это. Философы не должны, да и не могут быть арбитрами в теоретической медицине. К тому же не представляется возможным автоматический перенос философских методов и подходов на решении проблем медицины. Такие попытки предпринимались, но оказались безрезультатными, а иногда и препятствующими познанию. Абстрактный и обобщающий характер философского знания, безусловно, является препятствием в процессе естественнонаучного исследования. Но, с другой стороны, именно развитие философии определило основные приемы рационального, т.е. научного познания действительности. К тому же представить современную науку, в том числе и медицину, вне использования методов диалектического, системного понимания исследуемых проблем невозможно. Методы, сложившиеся в философии, стали универсальными и общенаучными.

Из всех вопросов, на которые человечество искало и будет искать ответы во все времена, является вопрос о природе самого человека. Двойственность природы человека – соотношение биологического и социального, с одной стороны, требует детального исследования каждой из названных сторон, а, с другой, определяет необходимость и неизбежность изучения их взаимосвязи, обнаружения механизмов их взаимодействия. Философия и медицина формируют свое представление о человеке, но только через синтез этих представлений наше понимание собственной природы может обрести объективность и полноту.

Исчерпывающе исследовать данную проблему, разумеется, невозможно. Но взаимосвязь философии и медицины представляется безусловной. Общие проблемы и ценности философии и медицины - это извечные вопросы, которые волновали и будут волновать человечество на протяжении всего существования.




Религия – это форма общественного сознания, специфический социальный институт, присущий как первобытному, так и современному обществу. Каждый известный ученый, будь то физик или философ, рано или поздно приходил к вопросам веры и религии, каждый ученый так или иначе отвечал на эти вопросы. Однако в научной среде так и не сложилось единого мнения: прослеживая историю, мы видим, что существовали (и существуют, в общем-то, до сих пор) различные направления, представления по религиозным вопросам. Так, существует несколько концепций Бога: политеизм, пантеизм, деизм и монотеизм. Люди вольны избирать свою концепцию в соответствие со своими убеждениями. И это только один из множества вопросов, на которые не существует единого и однозначного ответа. Наиболее важными функциями религии мы считаем мировоззренческую, аксиологическую и регулятивную.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©genew.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Методические указания
Рабочая программа
Теоретические основы
Практическая работа
Методические рекомендации
Пояснительная записка
Общая характеристика
Учебное пособие
Общие сведения
Федеральное государственное
История развития
Теоретическая часть
Физическая культура
Теоретические аспекты
Практическое задание
Направление подготовки
Дипломная работа
Техническое обслуживание
квалификационная работа
Образовательная программа
государственное бюджетное
Общие положения
Техническое задание
Выпускная квалификационная
Методическая разработка
Самостоятельная работа
Технологическая карта
Общие требования
Решение задач
Общая часть
учебная программа
Рабочая учебная
Краткая характеристика
История создания
История возникновения
Организация работы
Основная часть
Методическое пособие
Метрология стандартизация
государственное автономное
Государственное регулирование
Автономная некоммерческая
Название дисциплины
Рабочая тетрадь
Экономическая теория
Внеклассное мероприятие
некоммерческая образовательная
Информационная безопасность