Доклад по теме: Проблемы инклюзивного образования с нарушением органов зрения



Скачать 117.8 Kb.
Дата09.10.2019
Размер117.8 Kb.
Название файлаПроблемы инклюзивного обучения детей с нарушениями органов зрения.docx
ТипДоклад

Выполнено:

студент 3 курса ХТФ

группы СМ 1601

Волков Р.О.


Доклад
по теме:

Проблемы инклюзивного образования с нарушением органов зрения

С каждым годом детей с различными нарушениями здоровья становится всё больше. Эта серьёзная тенденция предполагает создание в образовательных учреждениях специальных условий, обеспечивающих формирование доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, их интеграцию в образовательную среду и социализацию. Создание условий для получения образования детьми данной категории с учетом их психофизических особенностей рассматриваются в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Среди детей с нарушениями зрения выделяются 2 группы – слепые (незрячие) и слабовидящие. При характеристике и тех, и других детей большое значение имеет время, когда произошла утрата или нарушение зрительного анализатора. Дифференциация детей по времени нарушения зрения позволяет выделить следующие категории: слепорождённые и ослепшие (рано ослепшие, ослепшие в дошкольном, школьном возрасте). Чем раньше возник зрительный дефект, тем более ярко выражены вторичные отклонения, психологические особенности и своеобразие психофизического развития.

В категорию слабовидящих входят дети, у которых на фоне органического поражения зрительной системы или анатомического несовершенства органа зрения острота зрения находится в пределах от 0,05 до 0,4 на лучшем или единственном глазу в условиях оптической коррекции. У таких детей снижение остроты зрения часто сочетается с нарушениями периферического зрения (сужением поля зрения до 35⁰) или цветоощущения.

Наряду со слепыми и слабовидящими к нуждающимся в специальном сопровождении относятся дети, имеющие амблиопию (стойкое снижение остроты зрения без видимой анатомической причины); миопию, гиперметропию, астигматизм (снижение преломляющей оптической системы глаза); косоглазие

Слепота и слабовидение представляют собой психофизические нарушения, проявляющиеся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития психики ребенка.

У детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями зрения неодинаковы темпы и уровень сформированности различных видов восприятия (зрительного, слухового, осязательного и др.), наблюдается диспропорция в их становлении. Условия зрительной депривации способствуют возникновение у слепых и слабовидящих специфических особенностей деятельности, что вызывает трудности в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке в малом и большом пространстве. Для таких детей осязание является одним из сохранных способов восприятия, с помощью которого компенсируется недостаток информации, обусловленный отсутствием или значительным снижением зрения.

Отставание в психическом развитии у детей с нарушениями зрения выражается в значительном сокращении объема знаний и представлений об окружающем мире, в неполном понимании воспринятых слов, в недостаточности конкретных представлений, в отсутствии связи между произносимым словом и связанным с ним предметом (вербализм), появлении некоординированных движений, слабой ориентировке в пространстве и ограниченной мобильности.

Предметные действия у слепых и слабовидящих детей раннего возраста формируются в замедленном темпе, наблюдается диспропорция между пониманием смысла действия и его выполнением. Они продолжают овладевать предметными действиями в дошкольном возрасте. Осязательное восприятие предметного мира долгое время основывается на выделении лишь отдельных признаков предмета (до пятилетнего возраста), обследование предметов не имеет планомерного и целенаправленного характера (становится таким лишь к концу дошкольного возраста).

Негативное влияние нарушений зрения на психическое развитие детей выражается в появлении отклонений в различных познавательных процессах. Сокращение получаемой информации влияет на ее качество и на возможности ее использования. Ограничения зрительного восприятия, вызванные слепотой или слабовидением, неизбежно приводят к снижению его скорости, точности, полноты, возникновению трудностей в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов. Это в свою очередь обусловливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных и групповых объектов, замедленность и нечеткость их опознания. Все это затрудняет формирование предметных и пространственных представлений, образных форм психического отражения — образной памяти, наглядно-образного мышления, воображения, нарушает соотношение образного и понятийного в мыслительной деятельности (Литвак А. Г., Солнцева Л .И.).

Для этих детей характерна замедленность формирования основных свойств восприятия: активности, избирательности, предметности, осмысленности и обобщенности, апперцепции, константности. Кроме того, у них нарушены одновременность и дистантность зрительного восприятия.

У слепых и слабовидящих наблюдаются специфические особенности психофизического развития (его отставание, нарушение и своеобразие двигательной активности; нарушение осанки, походки, положения тела при ходьбе) и общения (вербализм, формализм, отсутствие эмоциональности и выразительности речи, преобладание монологической речи). Кроме того, для них характерно своеобразие эмоционально-волевой сферы (Земцова М.И., Зотов А.И., Литвак А.Г., Солнцева Л.И. и др.). Исследователи выявили определенную связь между нарушениями двигательной активности и своеобразием эмоционально-волевой сферы: у детей, перенесших заболевания центральной нервной системы, нередко наблюдаются нарушения в поведении и работоспособности, частая раздражительность, плаксивость, склонность к аффектам. Нарушение работоспособности может выражаться в неустойчивости внимания, снижении выполнения объема задания, появлении ошибок, небрежности. При активизации волевых усилий, стимулировании интереса к выполнению задания эти проявления могут быть преодолены.

Негативное влияние на познавательную и учебную деятельность таких детей оказывает, прежде всего, снижение остроты зрения. Невозможность локализации форм и размеров предметов, различения цветов и оттенков, мелких предметов и деталей, линейных и угловых величин — все это приводит к трудностям узнавания предметов и их изображений, смешению сходных по форме изображений и предметов. Это, в свою очередь, снижает скорость и точность восприятия, негативно отражается на формировании предметных и пространственных представлений. Кроме снижения остроты зрения у многих детей нарушено бинокулярное зрение, что затрудняет процесс рассматривания иллюстраций, мешает возможности выделения различных планов, установления причинно-следственных связей между персонажами и т.п. У этих детей отмечается низкий уровень развития зрительно-моторной координации В учебном процессе дети испытывают трудности в восприятии линий и клеток в тетрадях, обозначений и рисунков в учебниках и учебных пособиях. Для них характерно плохое запоминание букв, трудности в различении конфигурации сходных по написанию букв, цифр и их элементов, серьезные затруднения в копировании букв и цифр. Из-за этого значительно снижается скорость и качество выполнения работ, в основе которых лежит зрительное восприятие.

Частые ситуации неуспеха могут стать причиной заниженной самооценки, негативно сказаться на учебной деятельности и в конечном счете стать причиной формирования отрицательных качеств личности. Нарушения зрения (слепота, слабовидение) нередко приводят к искажению социальных отношений, ограничению поступающей информации и возникновению негативных социальных установок (избегания зрячих, иждивенческим настроениям, неадекватному поведению и т.п.). Ослабленные возможности зрительного восприятия ограничивают пространственную ориентировку и свободу передвижении незрячего человека, мешают освоению, изучению, использованию окружающей предметно-материальной среды, овладению межличностными отношениями. Человек с нарушенным зрением не в состоянии самостоятельно, через естественное наблюдение и подражание, как это бывает у зрячих, освоить многие навыки общения, в том числе в полной мере невербальные средства его (жесты, мимику, пантомимику). Качеством, объединяющим всех детей с нарушениями зрения, является чувство неуверенности в себе, в своих возможностях. При этом излишняя опека со стороны зрячих тормозит развитие у них самостоятельности.

Зрительная депривация обусловливает возникновение у слепых и слабовидящих детей специфических трудностей в учебно-познавательной деятельности, которые и определяют их особые образовательные потребности:

• в модификации учебных планов и программ, в ряде случаев — в увеличении сроков обучения;

• в обучении на основе специальных методов и приемов, с применением особого дидактического материала и средств наглядности;

• в соблюдении офтальмо-гигиенического режима в учебно-воспитательном процессе;

• в адекватных зрительных образах вследствие трудности в определении цвета, формы, размера предметов;

• в развитии восприятия пространства и ориентировки (в своем теле, на рабочей поверхности, в микро- и макропространстве и др.), в развитии общей и мелкой моторики, выработке координации во взаимодействии глаз-рука; в общем физическом развитии;

• в формировании навыков письма и чтения, в том числе на основе шрифта Брайля и с применением соответствующих технических средств письма; в пользовании соответствующими компьютерными программами;

• в специальном развитии познавательной деятельности с опорой на сохранные анализаторы;

• в овладении широким спектром практических навыков, которые у зрячих ровесников формируются спонтанно, на основе зрительного восприятия;

• в освоении многих социальных и коммуникативных навыков и контактов, в развитии эмоциональной сферы.

В связи с этим организация инклюзивного образования становится особенно актуальной. Инклюзивное или включающее образование предполагает совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями могут посещать обычные сады и школы, общаться, расти и развиваться вместе с другими детьми. Основная идея инклюзивного образования состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать со здоровыми сверстниками.

При этом у детей, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье, формируются социально значимые и положительные личностные качества. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения и позволяет рассматривать интеграцию и инклюзию не как фазы, а как две стороны одного процесса: встречное движение общества к ребенку и ребенка - к обществу, что исключает формирование у детей с особыми образовательными потребностями таких негативных качеств личности, как потребительское отношение к окружающим, эгоцентризм [4]. Необходимо учитывать, что не всем детям с ограниченными возможностями здоровья может быть показана успешная компенсация их ограничений в процессе обучения в результате коррекции и дальнейшее обучение вместе со здоровыми сверстниками. Большая часть слепых, слабовидящих, глухих и слабослышащих детей обучаются в специальных учреждениях, но не все родители могут использовать эту возможность, особенно если учреждение располагается в другом городе. Кроме того, существуют сложности социализации данной категории детей после окончания обучения, поэтому родители заинтересованы в том, чтобы их дети как можно раньше были включены в общую систему образования и получили в процессе обучения необходимые навыки и компетенции. Нарушения зрения и слуха относятся к наиболее распространенным нарушениям здоровья у детей. По данным Министерства здравоохранения более миллиона детей в России страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: косоглазием, близорукостью, дальнозоркостью, амблиопией. С каждым годом число таких детей растет. Зрительный анализатор в ряду других анализаторов имеет одно из первостепенных значений, поэтому проблема обучения детей со зрительными расстройствами продолжает оставаться актуальной. Педагогам и родителям необходимо понимать, что чем раньше приобретен дефект, тем сильнее выражены вторичные нарушения, несмотря на то, что психическое развитие слепых детей имеет такие же закономерности, как у зрячих. С раннего возраста родителям и педагогам необходимо направлять усилия на целенаправленное формирование у детей желания вступать в тесный эмоциональный и речевой контакт с детьми и взрослыми и интереса к происходящему вокруг них. С этой целью посредством игры надо направлять их совместные действия, специально создавать и организовывать ситуации общения, активно участвуя во всех видах детской деятельности. Обязательным условием результативной работы с детьми данной категории является рациональное построение занятий, определение оптимальных зрительных нагрузок, применение корригирующих и тифлотехнических средств, а также организация специальных коррекционных занятий, направленных на преодоление отклонений в психофизическом развитии.

С поступлением ребенка в школу повышается роль семьи, просвещения родителей и педагогов в вопросах сохранения зрения и создания специальных условий для обучения с учетом истинных факторов риска нарушений: возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, наследственности, пола, факторов образа жизни. В процессе взаимодействия с ребенком, имеющим расстройства зрения, взрослому необходимо комментировать все свои действия, что позволит ребенку воспринимать информацию, исследовать и познавать окружающий ребенка мир с помощью сохранных анализаторов. Но при этом необходимо знать, что у слабовидящих детей в познавательной и учебной деятельности зрение остается ведущим анализатором, поэтому для письма и чтения используется плоский шрифт [2].

Большое значение для развития детей с нарушением зрения имеет социализация, в процессе которой они должны овладеть умением взаимодействовать с окружающими детьми и взрослыми, необходимыми элементарными бытовыми и социальными навыками. Кроме того у детей с данными нарушениями важно формировать эмоциональную отзывчивость на происходящее. Одной из необходимых задач при реализации инклюзивного образования является вовлечение родителей в коррекционно-развивающую работу, организуемую в образовательном учреждении и в семье. Поэтому такое большое значение приобретает просветительская и консультативная работа с педагогами и родителями. Полноценное воспитание и развитие слепого или слабовидящего ребенка требуют от родителей знаний особенностей его развития ребенка, влияния первичного дефекта на формирование психических функций, двигательных, социальных, учебных и других умений, умения общаться и контактировать со сверстниками и взрослыми, обслуживать себя при помощи сохранных чувств. Родители ребенка с нарушенным зрением должны регулярно получать консультативную помощь специалистов: тифлопедагога, психолога, офтальмолога и др. При этом важно создавать условия, соответствующие возможностям слепого или слабовидящего ребенка: не следует применять излишне щадящий режим или гиперопеку, обе стратегии отрицательно сказывается на формировании личности при дефекте зрения.

Большим подспорьем педагогам и родителям являются труды тифлопедагога Венеры Закировны Денискиной, которая представила в своих работах усовершенствованную педагогическую классификацию детей с нарушением зрения и раскрыла множество аспектов взаимодействия и развития данной категории детей [1, с. 20-28]. Проблемы обучения слабовидящих детей в массовой школе в условиях интеграции раскрыты в работах психо-дефектолога Марии Ивановны Земцовой: вопросы научно обоснованного обучения слабовидящих детей в условиях массовой школы, методы и принципы организации учебного процесса, приёмы обучения слабовидящих предметам, требующим зрительного контроля (труд, ИЗО, география и др.) и гигиенические требования к учебной работе [3].

В настоящее время необходимо отработать модели непрерывного сопровождения и мониторинга детей ребенка с нарушенным зрением или слухом с момента раннего выявления нарушения до устойчивой адаптации в нормальной образовательной среде. Сопровождение должны осуществлять разные специалисты: сурдопедагог, тифлопедагог, логопед, специальный психолог. Роль специалистов: взаимодействие со всеми участниками инклюзивного процесса (обучающимися, педагогами, родителями класса, в который включены дети) и осуществление с ними коррекционной, профилактической, консультационную работы. При реализации такой модели сопровождения в классе могут обучаться 1-2 ребенка, у которых достаточно скомпенсированы нарушения. Кроме того, следует решать проблему недостаточной профессиональной и психологической готовности педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и проблему наличия психологических барьеров со стороны родителей детей без инвалидности и общественности.

В одиночку родителям, педагогам или медицинским работникам с решением таких серьезных проблем полноценно не справиться, поэтому так важно выстраивать взаимодействие учреждений образования, культуры, здравоохранения для сохранения и укрепления здоровья детей, а также в ближайшее время повышать компетентность педагогов и родителей в вопросах особенностей детей с нарушениями зрения и слуха, в том, какими приемами и методами обучать, как научить их общаться с окружающими, в каком возрасте начинать ориентировать ребенка в пространстве и в быту. Таким образом, проблема состояния здоровья детей в настоящее время рассматривается как фактор национальной безопасности, а инклюзивное образование как одно из важных и перспективных направлений совершенствования системы образования от детского сада до ВУЗа.

Список литературы:

1. Денискина В. З. Взаимосвязь дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 5. - С. 20-28.

2. Денискина В. З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение / В. З. Денискина // Дефектология. - 2011. - № 5.

3. Земцова М. И. Учителю о детях с нарушениями зрения / М. И. Земцова. - М.: Просвещение, 1973.

4. Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002.

5. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".



6. Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©genew.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Рабочая программа
Методические указания
Теоретические основы
Практическая работа
Методические рекомендации
Пояснительная записка
Общая характеристика
Учебное пособие
Общие сведения
История развития
Федеральное государственное
Теоретическая часть
Практическое задание
Физическая культура
Теоретические аспекты
Направление подготовки
Дипломная работа
государственное бюджетное
Образовательная программа
Техническое задание
Техническое обслуживание
Общие положения
квалификационная работа
Выпускная квалификационная
учебная программа
Методическая разработка
Общие требования
Самостоятельная работа
Рабочая учебная
Общая часть
Технологическая карта
Решение задач
История возникновения
Краткая характеристика
История создания
Организация работы
Исследовательская работа
Внеклассное мероприятие
Метрология стандартизация
Основная часть
Информационная безопасность
Рабочая тетрадь
Государственное регулирование
Методическое пособие
Техническая эксплуатация
образовательная организация
государственное автономное
Название дисциплины