1. Понятие денежной системы Виды денежных систем



Скачать 149.23 Kb.
Дата26.06.2020
Размер149.23 Kb.
Название файла-
ТипЛитература

СОДЕРЖАНИЕ

Введение


1. Понятие денежной системы

2. Виды денежных систем

3. Принципы организации денежной системы

4. Элементы денежной системы РФ

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

В каждом государстве существует своя денежная система. Национальная денежная система - форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная законом.


Денежные системы сформировались в 16-17 вв. с возникновением капитализма.

Развитие денежных систем определялось двумя факторами:



  1. потребности воспроизводства;

  2. политикой государства.

Актуальность темы определяется тем, что товарно-денежные отношения требовали устойчивости денежной системы, гибкой и эластичной, относительного постоянства денежной единицы. Поэтому только государство могло упорядочить денежное обращение, создав единую и централизованную регламентацию выпуска денег центральным банком. Также лишь государство может, обладая значительными ресурсами (материальными) и способностью силового (административного) вмешательства, установить для всех участников рынка единые правила игры. Этими правилами являются регламентируемые государством элементы денежной системы.
Государство устанавливает денежную единицу страны (единую на территории данной страны); масштаб цен путем установления золотого содержания денежной единицы (раньше), а в настоящее время путем регулирования обращения бумажных и кредитных денег. Государство устанавливает законные платежные средства, действующие на территории данной страны, и контролирует их использование; эмиссионная функции централизованна в государстве и передана специально созданным учреждениям - ЦБ или казначейству, эти же институты и другие следят за исполнением законодательства, регулируют денежное обращение, и налагают санкции на нарушителей.

Государство может производить денежные реформы для замен одной денежной системы на другую.

Сейчас система неразменных кредитных денег сильно отличается от золотого обращения. Номинальная стоимость кредитных денег намного превышает их стоимость. Для поддержания разрыва государство монополизировало выпуск банкнот через ЦБ и казначейство. Возросла роль депозитно-чековой эмиссии коммерческих банков (КБ), ЦБ осуществляет регулирование их активных и пассивных операций, которое служит основой для создания кредитных денег (процентная ставка, норма обязательных резервов, операции на открытом рынке).

ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ

Денежная система — это исторически сложившаяся в каждой  стране и законодательно установленная государством форма организации денежного обращения.

Денежное обращение — непрерывное движение денег, выполняющих функции средства обращения и средства  платежа.

ВИДЫ ДЕНЕЖНЫХ СИСТЕМ

В зависимости от того, в какой форме функционируют деньги: как товар – всеобщий эквивалент или как мера стоимости, различают два типа денежных систем:



  1. система металлического обращения, при которой денежный товар непосредственно обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги разменяны на золото;

  2. система обращения денежных знаков, когда золото и серебро вытеснены из обращения неразменными на них кредитными и бумажными деньгами.

В зависимости от металла, который в данной стране был принят в качестве всеобщего эквивалента, и базы денежного обращения различаются биметаллизм и монометаллизм.

Биметаллизм – денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закрепляется за двумя благородными металлами (обычно золотом и серебром), предусматриваются свободная чеканка монет из обоих металлов и их неограниченное обращение.

При системе параллельной валюты соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливается стихийно, в соответствии с рыночной ценой металла. При использовании системы двойной валюты государство фиксировало соотношение между металлами, а чеканка золотых и серебряных монет и прием их населением производились по этому соотношению.

При системе «хромающей» валюты золотые и серебряные монеты являлись законным платежным средством, но не на равных основаниях, например, если чеканка монет из серебра производилась в закрытом порядке, то они практически выступали знаками золота.

Однако биметаллистическая денежная система не соответствовала потребностям развитого капиталистического хозяйства, так как использование в качестве меры стоимости одновременно двух металлов – золота и серебра – противоречит природе этой функции денег. Всеобщей мерой стоимости может служить только один товар. Кроме того, устанавливаемое государством твердое стоимостное соотношение между золотом и серебром не соответствовало их рыночной стоимости. В результате удешевления производства серебра в конце XIX в. и его обесценивания золотые монеты стали уходить из обращения в сокровище. В этом проявилось действие закона Коперника-Грешема: «плохие деньги вытесняют из отношения хорошие».

Развитие капитализма требовало устойчивых денег, единого всеобщего эквивалента, поэтому биметаллизм уступает место монометаллизму.

Монометаллизм – денежная система, при которой один металл (золото или серебро) служит всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения, функционирующие монеты и знаки стоимости разменны на золото или серебро.

В царской России система серебряного монометаллизма была введена в результате денежной реформы 1839 – 1843 гг. Денежной единицей стал серебряный рубль содержанием в 4 золотника и 21 долю чистого серебра. Были выпущены в обращение и кредитные билеты, обращавшиеся наравне с серебряной монетой и свободно разменивавшиеся на серебро. Однако эта реформа в условиях разлагающегося крепостничества при дефиците государственного бюджета и внешнеторгового баланса не могла на длительный период существенно упорядочить денежное обращение. Крымская война 1853 – 1856 гг. потребовала большой дополнительной эмиссии кредитных денег, и они фактически превратились в бумажные деньги.

Выпуск как бумажных, так и кредитных денег в современных условиях оказался монополизирован государством. Центральный банк, находящийся в собственности государства, иногда пытается компенсировать нехватку денежных накоплений путем увеличения денежной массы. Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которым располагают частные лица, институциональные собственники и государство. В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами.

Различают также денежную систему с твердым обеспечением и свободное денежное обращение. Такое различие связано с регулированием дефицита денежной массы в обращении. В системах с твердым обеспечением нехватку денег законодательно обеспечивает положение о нормах покрытия. В то же время существует опасность недостаточного снабжения народного хозяйства деньгами (дефляция), если в развивающейся экономике денежную массу нельзя увеличить из-за нехватки золотых запасов в центральном банке. При свободном денежном обращении всегда существует опасность чрезмерного увеличения денежной массы (инфляция), т.к. не существует никаких законодательных положений о покрытии находящихся в обращении денег.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ

Как любая система, денежная система состоит из ряда элементов. В современных условиях необходимо уйти от традиционного определения денежной системы. Данное понятие сложилось в условиях существования старых денежных систем, когда-либо не существовало безналичного денежного оборота, либо он был ограничен. Поэтому обычно разграничивали понятие системы безналичных расчетов и денежной системы.



На самом деле денежная система на совершенном этапе должна включать две подсистемы: подсистему безналичных расчетов и подсистему наличных расчетов.

Схема 1. Денежная система рыночного типа

Как видно из схемы 1, первым основополагающим элементом денежной системы являются принципы организации денежной системы. Под принципом денежной системы понимаются правила, в соответствии с которыми государство организует данную денежную систему [3, c. 100].

Принцип централизованного управления денежной системой. Этот принцип существует и в первом типе денежной системы, свойственном административно-распределительной модели экономики. Однако при этой модели управление осуществлялось с помощью директивных актов правительства, которые были обязательны для выполнения всеми государственными банками и их филиалами во всех регионах разных стран.

Управление денежными системами в условиях рыночной модели экономики характерно тем, что здесь на первый план выступают не административные методы управления (хотя и они имеют место), а экономические, когда государство через аппарат центральных банков ставит на рынках такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие юридические лица принимать нужные государству решения.

• Принцип прогнозного планирования денежного оборота. Он означает, что как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей подготавливаются не как директивные планы, обязательные для выполнения конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т. е. ориентиры, к которым надо стремиться.

Исключение составляет такой финансовый план, как государственный бюджет, который при любом типе денежной системы остается директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство и, как правило, министерство финансов страны.

• Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота. Этот принцип заключается в том, что денежная система должна быть организована таким образом, чтобы, с одной стороны, не допускать инфляции; с другой - расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности.

При определенных условиях (спад производства, бюджетный дефицит, недостаточное обеспечение оборота платежными средствами и др.) устойчивость денежного оборота может быть нарушена, и возникает платежный кризис.

Преодоление такого кризиса возможно с помощью комплекса мер, включающих развитие производства, уменьшение бюджетного дефицита, обеспечение оборота необходимой массой денежных средств и др.

• Принцип кредитного характера денежной эмиссии. В соответствии с этим принципом появление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственном обороте возможно только в результате проведения банками кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные знаки в оборот не должны поступать.

• Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков. В условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами. При этом золотое содержание денежной единицы с 1992 г. в РФ не фиксируется.

• Принцип неподчиненности центрального банка правительству и подотчетности его парламенту страны. Он связан с тем, что поддержание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией являются приоритетной задачей центрального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что правительство для решения стоящих перед ним задач начнет «вычерпывать» средства центрального банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена.

В то же время центральный банк может проводить политику, противоречащую текущим задачам государства, поэтому центральный банк должен систематически отчитываться перед парламентом страны, который призван способствовать преодолению разногласий между центральным банком и правительством.

• Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования. Обычно в законодательствах стран с рыночной экономикой имеется положение о том, что центральный банк не должен финансировать правительство, а средства ему предоставлять только в порядке кредитования под определенное обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности, принадлежащие государству, государственные ценные бумаги, другие ценные бумаги, принадлежащие государству (федерации или субъектам федерации).

Применение данного принципа позволяет предотвратить использование денег для покрытия дефицита федеральных местных бюджетов и не давать тем самым стимула к развитию инфляционного процесса. Кроме того, использование данного принципа заставляет правительство изыскивать другие источники поступлений средств в бюджет для покрытия федеральных и местных расходов.

• Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования. Сущность его заключается в том, что центральный банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достигнуть не удается.

• Принцип надзора и контроля за денежным оборотом. Государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборотов.

• Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны. Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной валюте. Это не означает, конечно, что население не может на территории страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту, полученную при обмене, разрешается для платежей за рубежом, а также помещения во вклады в банки.

Принципы построения денежной системы отражаются в элементах денежной системы или во всей их совокупности и влияют на них.

ЭЛЕМЕНТЫ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РФ

1. Денежная единица – это установленный законом денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица делится на более мелкие, пропорциональные части. Наименование денежной единицы обычно складывается исторически, хотя в некоторых случаях государство может установить новое наименование денежной единицы. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации, согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», является рубль, состоящий из 100 копеек. Введение на территории России других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается [6].

2. Масштаб цен – средство выражения стоимости в денежных единицах, техническая функция денег. При металлическом обращении, когда денежный товар – металл – выполнял все функции денег, масштаб цен представлял собой весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы или ее кратных частей. С прекращением размена кредитных денег на золото официальный масштаб цен утратил свой экономический смысл, и в результате валютной реформы 1976-1978 гг. официальная цена золота и золотое содержание денежных единиц были вообще отменены. В настоящее время масштаб цен складывается стихийно и служит для соизмерения стоимостей товаров посредством цены.

3. В связи с тем, что в настоящее время ни в одной стране нет системы металлического обращения, основными видами денежных знаков являются: кредитные банковские билеты (банкноты), государственные бумажные деньги (казначейские билеты) и разменная монета Банка России, являющиеся. Они являются единственным законным средством платежа на территории России, их подделка и незаконное изготовление преследуется по закону. Банкноты и монеты обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, по вкладам и для перевода на всей территории Российской Федерации. Они являются обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Банковские билеты (банкноты) – вид денежных знаков, законное платежное средство, выпускаемое в обращение центральными банками. После проведения деноминации (укрупнения масштаба цен) с 1 января 1998 г. в обращении находятся банкноты достоинством 10, 50, 100, 500 и 1000 рублей, а также монеты достоинством 1, 2, 5 рублей и 1,5,10 и 50 копеек (диагр.1) [5, c. 15].

Диаграммы 1(данные на 01.04.2007г.)



Удельный вес отдельных купюр в общем количестве банкнот

Удельный вес отдельных монет в общем количестве монет



Казначейские билеты – бумажные деньги, выпускаемые непосредственно государством – Министерством финансов или специальным государственным финансовым органом – для покрытия бюджетного дефицита. В отличие от банковских билетов казначейские билеты никогда не обеспечивались драгоценными металлами и не подлежали размену на золото или серебро. После отмены золотого стандарта разница между казначейскими и банковскими билетами практически стерлась.

Разменная монета – слиток металла, имеющий установленное законом весовое содержание и форму.

4. Эмиссионная система – законодательно установленный порядок выпуска и обращения неразменных на золото кредитных и бумажных денежных знаков. За Центральным банком Российской Федерации закреплено исключительное право осуществлять эмиссию наличных денег, организацию их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации. Закон разделил полномочия Правительства РФ и ЦБ в области изготовления денежных знаков. Центральный банк несет ответственность лишь за планирование объемов их производства. В целях организации наличного денежного обращения на него возложены следующие функции [2, c. 23]:

прогнозирование и организация производства банкнот и металлических монет;

создание резервных фондов банкнот и монет;

определение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег;

установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены и уничтожения денежных знаков;

утверждение правил ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Совет директоров Банка России принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. При этом описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации. Решение по этим вопросам направляется в Правительство РФ в порядке предварительного информирования. Коммерческие банки также участвуют в эмиссионном процессе. Они выпускают безналичные деньги в процессе кредитования, а при погашении ссуды происходит изъятие денег из оборота.

5. Денежное регулирование представляет собой комплекс мер государственного воздействия по достижению соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития. Для упорядочивания денежного обращения Центральный Банк применяет следующие инструменты денежно - кредитного регулирования:

- ставки учетного процента (дисконтную политику);

- нормы обязательных резервов кредитных учреждений;

- операции на открытом рынке;

- регламентацию экономических нормативов для кредитных учреждений и др.

6. Порядок прогнозного планирования денежного оборота. Такой порядок включает систему прогнозных планов денежного оборо­та; органы, составляющие эти планы; совокупность показателей, определяемых с помощью этих планов; задачи, решаемые с помо­щью каждого плана.

7. Порядок установления валютного курса, или котировка валют. Это означает отношение валюты данной страны, выраженной в валютах других стран, например, 1 долл. = 5100 руб. До пере­стройки в России использовался порядок установления валютно­го курса, исходя из золотого содержания различных валют. Одна­ко, поскольку в настоящее время ни в одной стране золотое со­держание денежной единицы не фиксируется, сейчас использует­ся способ котировки, учитывающий колебания покупательной способности национальных валют, а также спрос и предложение той или иной валюты на валютных рынках. Наиболее популяр­ный способ котировки основан на “корзинке валют”, при кото­ром национальная валюта сопоставляется с рядом других нацио­нальных валют, входящих в “корзинку”.

8. Порядок кассовой дисциплины в хозяйстве. Он отражает набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм от­четности, которыми должны руководствоваться предприятия и организации всех форм собственности при организации налично-денежного оборота, проходящего через их кассы.



Контроль за соблюдением этого порядка возлагается на ком­мерческие банки, осуществляющие кассовое обслуживание хо­зяйств. Современные денежные системы не статичны. Они про­должают развиваться, становясь все более экономичными и эф­фективными. Общей тенденцией для денежных систем разных стран является расширение применения современной вычисли­тельной, компьютерной, электронной техники в организации де­нежного оборота. Все более широко используются “электронные деньги”, представляющие собой уже не записи на бумажных но­сителях информации, а записи в форме электронных сигналов, прежде всего на магнитных или других носителях. Это позволяет значительно повысить долю безналичного оборота в совокупном денежном обороте, ускорить расчеты, обеспечить лучший кон­троль банков и налоговых органов за денежным оборотом, до­биться существенной экономии издержек обращения [7, c. 87].

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©genew.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Рабочая программа
Методические указания
Практическая работа
Методические рекомендации
Теоретические основы
Пояснительная записка
Общая характеристика
Учебное пособие
История развития
Общие сведения
Физическая культура
Теоретические аспекты
Практическое задание
Федеральное государственное
Теоретическая часть
Направление подготовки
Техническое задание
Самостоятельная работа
Дипломная работа
Общие положения
Методическая разработка
государственное бюджетное
Образовательная программа
квалификационная работа
Технологическая карта
Выпускная квалификационная
Техническое обслуживание
Решение задач
учебная программа
Методическое пособие
История возникновения
Краткая характеристика
Рабочая учебная
Исследовательская работа
Общая часть
Общие требования
Рабочая тетрадь
Основная часть
История создания
Название дисциплины
Метрология стандартизация
Техническая эксплуатация
Математическое моделирование
Государственное регулирование
Современное состояние
Информационная безопасность
Организация работы
Внеклассное мероприятие